Ковёр из Байё – огромное льняное полотно, расшитое шерстяными нитками 8 цветов. Его ширина достигает 53 см, а длина равна 68,38 метра. Объективности ради следует заметить, что данный шедевр раннего средневековья ковром-гобеленом не является. Это вышивка разноцветными нитями. Относится она к всемирным наследиям ЮНЕСКО. Хранится в городской ратуше города Байё (Франция – Нормандия). Данный шедевр был создан в XI веке.
Предыстория
В IX-X веках жители северных прибрежных районов Франции регулярно подвергались нападению викингов. Те не только грабили, но и селились на разграбленных территориях возле моря. Так в устье реки Сены появилось герцогство Нормандское. Эту территорию французский король закрепил за предводителем викингов Роллоном в качестве феодального владения.
Нормандцы освоили верховую езду и стали грозной силой не только на море, но и на суше. В XI веке они стали претендовать на английский престол. Вылилось это всё в военный поход потомка Роллона Вильгельма в Англию в 1066 году. Нормандцы высадились на английском побережье и в битве при Гастингсе нанесли сокрушительное поражение англосаксам, во главе которых стоял король Гарольд. После этого в Англии установилось нормандское правление, а Вильгельм к своему имени получил добавление Завоеватель.
На ковре из Байё как раз и отражены вышеописанные исторические события. Причём сцены вышиты в хронологической последовательности. Основное полотно сшито из 9 полотен длиной от 3 до 14 метров. Места соединений замаскированы вышивкой. Между первым и вторым полотном границы несколько не совпадают, но затем технику улучшили, и последующие места соединений практически незаметны.
На полотне вышито 626 человеческих фигур, 202 лошадиные фигуры, 55 собак, 505 других различных животных, 41 корабль, 37 домов и 49 деревьев. Начинается вышивка с отъезда наследника престола Гарольда в Нормандию. Затем изображены другие исторические перипетии, включающие в себя коронацию Гарольда, появление на небе кометы, указывающей на грядущие несчастья, вторжение флота Вильгельма в Англию. Изображена также битва при Гастингсе и гибель короля Гарольда. Последняя часть гобелена (предположительно более 6 метров в длину) не сохранилась. На ней, скорее всего, была вышита коронация Вильгельма Завоевателя.
Благодаря вышивке, историки составили представление о доспехах и вооружении воинов того далёкого времени. Так большую часть воинов Вильгельма составляют всадники, одетые в кольчуги и шлемы с наносниками. Другие доспехи – простёганная броня по типу халата-ватника, расшитого разноцветными матерчатыми треугольниками.
Пешие англосаксы рубят головы лошадей топорами с длинными ручками и мечут копья во всадников. Некоторые всадники соскакивают с сёдел, чтобы принять участие в рукопашной битве. Кольчуги у воинов длинные и имеют по бокам разрезы. Некоторые кольчуги имеют особую прорезь для ножен меча. Из прорези видна лишь рукоять, а сами ножны скрыты под кольчугой. Так носили мечи в XI веке. Однако впоследствии рыцари начали вешать кинжалы и мечи поверх доспехов.
Всадники и пехотинцы имеют одинаковые по форме каплевидные щиты. Долгое время щиты такой формы называли норманнскими. Но применяли их не только европейцы, а также и мусульмане. Вот только роспись на них была другая, а нижняя часть щита была не заостренной а тупой. На таких щитах воины в то далёкое время ели. Они крепили их на козлах и раскладывали съестные припасы.
На полотне вышито 29 воинов с луками. Но лишь 6 из них изображены на основном поле. Остальные находятся на кайме. Это указывает на более низкий статус лучников по-сравнению с всадниками. А вот конный лучник только один. Изображён он позади скачущих нормандцев, преследующих англосаксов.
Что касается лошадей, то никакие защитные доспехи на них не изображены. Поэтому можно допустить, что животные очень сильно страдали от вражеских стрел. Впрочем, средневековые рыцари стрелами и луками в сражениях никогда не пользовались. Лук они применяли лишь на охоте. А вот с коней всегда стреляли восточные воины, но данная военная тактика в Европе не получила массового распространения.
Из всего сказанного видно, что ковёр из Байё представляет для историков уникальную находку. Он рассказывает не только об исторических событиях, но и даёт полное представление об униформе западноевропейских воинов. Это длинная кольчуга, шлем конической формы с наносником, щит каплеобразной формы. Также длинный прямой меч, созданный специально для рубящего удара, секира с широким лезвием и копьё.
Первое упоминание об уникальном полотне датируется 1476 годом. В это время проходила инвентаризация в кафедральном соборе Байё, и полотно было включено в перечень имущества. Затем об уникальном гобелене забыли до конца XVII века, когда служители церкви стали каждый год выставлять его в соборе на всеобщее обозрение. В 30-х годах XVIII столетия опубликовали первые репродукции ковра.
В 1803 году по приказу Наполеона Бонапарта гобелен привезли в Париж. Император планировал войну с Англией и использовал для этой цели различные способы пропаганды. Однако позднее полотно вернулось в родной собор. Во времена гитлеровской Германии гобелен забрало себе общество по изучению древней германской истории (Аненербе). Уникальный шедевр увезли в Париж и поместили в закрома Лувра. После падения гитлеровского режима его опять переместили туда, откуда взяли. В настоящее время полотно находится в специальном музее и защищено стеклом от внешних повреждений.
Кто же создал этот уникальный шедевр? Как величали великого мастера? Долгое время считалось, что вышивку сделали по личному распоряжению королевы Матильды (жена Вильгельма Завоевателя). Занимались этим придворные ткачихи. Видимо они были прекрасными мастерицами, если смогли сотворить такое.
Однако позднее появилась иная версия. Инициатором и заказчиком назвали епископа Одо. Этот почтенный во всех отношениях господин приходился братом Вильгельму Завоевателю. Именно при нём в 1077 году было завершено строительство собора пресвятой Богородицы в Байё. По задумке епископа полотно должно было служить украшением церковных стен и радовать взоры прихожан. Уникальную вышивку в этом случае делали английские ткачи. Есть также мнение, что ковром занимались монахи из монастыря святого Августина. В наши дни это аббатство святого Августина в Кентербери.
Ковёр из Байё является одним из величайших достижений норманнского искусства. Этот шедевр за 1000 лет великолепно сохранился, что можно считать настоящим чудом. Идеальная гармония, свежесть цветов, тонкое мастерство и сама историческая идея делают просмотр вышивки чрезвычайно увлекательным занятием.