Колизей - одно из величайших архитектурных сооружений древнего Рима. Восемь лет тысячи рабов, по приказанию императоров из династии Флавиев, добывали и доставляли в Рим миллионы тон камня и возводили величественные стены Колизея. Три яруса для зрителей вмещали до 80 000 посетителей, и четко делили их на высшую знать, среднее сословия и низы общества.
Окончание постройки Амфитеатра Флавиев, а именно так изначально назывался Колизей, состоялось в 80 году н.э. и было отмечено потрясающими по размаху играми и гладиаторскими боями. Светоний свидетельствует: «Тит показал гладиаторский бой на диво богатый и пышный, устроил он и морское сражение, а затем вывел гладиаторов и выпустил в один день пять тысяч разных диких зверей». Празднование продолжалось сто дней и, в его ходе, было убито две тысячи гладиаторов.
Отношение к жизни и смерти вообще, а к жизни и смерти рабов, в дохристианском Риме было весьма презрительным. Тела умерших рабов просто выбрасывались на помойку, где служили добычей для бродячих собак. Но не такова была судьба тел погибших в Колизее.
Под зданием были пробиты глубокие шахты. Считалось, что они уходят в огромное подземное море. В эти шахты и сбрасывались трупы погибших на арене зверей, тела гладиаторов, а позже и зверски замученных первых христиан. По преданию, тела пожирались неким загадочным чудовищем, обитавшим в подземном море. Колизей был построен на месте огромного искусственного озера, устроенного по приказанию императора Нерона и примыкавшего к его «Золотому дворцу». В это море и было первоначально выпущено таинственное и хищное чудовище, доставленное Нерону из далекой Африки.Нерон, будучи язычником, поклонялся множеству богов. Чудовище служило неким передаточным звеном между императором и богом природы Фавном. Для того, чтобы добиться милости могучего бога - ему приносились жертвы. Каждый день во времена Нерона на корм неизвестному монстру сбрасывали двух-трех рабов. Считалось, что это принесет милость Фавна к императору и всему народу Рима.
После смерти Нерона искусственное озеро было засыпано, но чудовище не исчезло, а переселилось в подземное море. Согласно легенде, работнику Колизея, ответственному за захоронение, явился сам Фавн и назвал тайное имя чудовища, позволявшее вызывать его из морских глубин. Страшная тварь являлась по вызову и пожирала окровавленные и растерзанные тела гладиаторов и трупы хищников, убитых на арене Колизея. Таким образом, решались сразу две проблемы: с одной стороны обеспечивалось покровительство могучего бога. С другой -удавалось избавиться от трупов, которых в дни больших праздников набирались десятки, а то и сотни.
Среди служителей Колизея, этого варварского цирка с залитой кровью ареной, бытовало поверие, что до тех пор, пока чудовище получает в пищу убитых гладиаторов, до тех пор простоит и сам Колизей.И действительно, после запрета в 405 году н.э. императором Гонорием гладиаторских боев, как не соответствующих духу христианства, здание стало быстро приходить в упадок. Сначала оно сильно пострадало от нашествия варваров. Позже в течение двух веков Колизей служил крепостью для влиятельных семейств Франджипани и Аннибальди. Позже король Генрих седьмой подарил его сенату и народу Рима, и некоторое время на этой мрачной арене проводились бои быков.
Но стремительное разрушение здания началось уже тогда. Сначала для построек использовались выпавшие из стен от времени камни, позже древние стены стали воспринимать как источник дешевых строительных материалов. Теперь камни выламывались уже вполне осмысленно, они использовались при строительстве «Веницианского Дворца», «Дворца Форнезе» и «Дворца Канцеллерия».
Трудно поверить, но величайший памятник древнего Рима разбирался и расхищался до середины восемнадцатого века. Лишь папа Бенедикт XIV взял его под свою защиту. Свое решение он объяснил тем, что на арене Колизея приняли мученическую смерть сотни, если не тысячи первых христиан.
Заинтересованное в туристах, правительство Италии в наши дни много делает для сохранения Колизея. Проводятся раскопки и консервация руин. Но многое уже утрачено безвозвратно. Только в каменном весе Колизей утратил более двух третей своего первоначального объема. Утрачены и выходы к загадочному подземному морю, в чьих мрачных глубинах чудовище Нерона, возможно, до сих пор ожидает новых жертв.
Одно из последних весомых упоминаний о чудовище Колизея оставил выдающийся итальянский скульптор, ювелир, живописец, воин и музыкант эпохи Ренессанса Бенвенуто Челлини. В своих воспоминаниях он рассказывает о неком сицилийском священнике, умевшем при помощи заклинаний и курения фимиама вызывать в руинах Колизея различных демонов, в том числе и «морского зверя Нерона». Сам Челлини, правда, посчитал это мистификацией, но некие мрачные и зловещие тени он все-таки видел.
|