Главная » 2016 » Март » 23 » "В мире мифов и легенд" Часть 1 В.Синельченко, М.Борисов Конспект с ремарками комментариями - А.Склярова
10:33
"В мире мифов и легенд" Часть 1 В.Синельченко, М.Борисов Конспект с ремарками комментариями - А.Склярова
Примечание: Комментарии вовсе не претендуют на неоспоримость и непогрешимость. Тем более, что конспекты составлялись в разное время, в зависимости от которого неизбежно менялось и восприятие их автора...
Очевидно, уже в эпоху верхнего неолита сложились идеи о существовании параллельного мира - мира иного, - мира умерших и духов, каким-то образом влияющего на мир живых.
[Тотемизм - вера]... некоторой общности людей в родством с каким-то видом животных или растений, как правило, тех, что имели особое значение для данной группы людей (угрожали стабильности их образа жизни или, чаще, способствовали поддержанию этой стабильности)... Такая группа обычно носила имя своего тотема и почитала его.
Как правило, параллельно с тотемизмом существует и обычай табуирования - запрета на некоторые формы поведения, причем параметры ограничений могут быть возрастными с точки зрения современных понятий, однако, по нашему мнению, служащими вполне рациональным целям: сохранению внутренней стабильности данной группы людей.
Следующий этап развития первобытных основ религиозного сознания - анимизм, то есть вера в существование духов, одухотворенных сил природы, животных, растений и некоторых неодушевленных предметов, связанное с приписыванием им разумного начала и сверхъестественных свойств. Возможно, анимизм возник одновременно или раньше тотемизма, однако его представления формируются в более общую и одновременно более доступную систему, вовсе не обязательно ориентированную на ограниченную родовыми связями группу людей.
Аниматизм - вера в существование душ людей, и в первую очередь людей умерших, предположительно продолжающих существовать в реальном мире в некоей бесплотной форме. Данная стадия первобытных религиозных представлений была еще более универсальной - она могла включать в себя и тотемные и анимистические представления, обобщая их.
Магия - комплекс ритуальных действий, которые, по мнению лиц, практикующих их, могут воздействовать на сверхъестественные силы, давая вполне осязаемые материальные результаты.
...магические обряды были весьма широко распространены, и видимо, в связи с ними возник и фетишизм, то есть приписывание предметам магических свойств. На этом основано создание идолов - изготовлявшихся из различных материалов, изображение тотемных и анимистических покровителей. К фетишам относятся и различного рода амулеты и талисманы, обладающие, по мнению их владельцев, магическими свойствами.
Определений мифа существует приблизительно столько же, сколько определений культуры или цивилизации - то есть практически бесконечное множество.
Первая попытка подлинно научного понимания мифа была сделана, очевидно, Г.Гейне, который полагал, что мифы - это попытки осмысления мироздания человеком, который еще не умеет пользоваться абстрактными понятиями и в котором величественные явления природы вызывают изумление и религиозный трепет. В таком состоянии активизируется сила воображения, претворяя объективную реальность в фантастические образы, которые выражают себя в образной же словесной форме.
Rem: Возникновение "религиозного трепета" вовсе не является столь уж естественной реакцией...
Более трезвый взгляд на мифы был у современника братьев Гримм К.О.Моллера, который отверг мысль о некоем едином прототипе для всей европейской мифологии. Он полагал, что мифы, создание их - неизбежная ступень развития для каждого народа. Они в эмоциональной форме выражают опыт познания окружающей природы и истории.
Rem: Единые корни практически уже установлены..По мнению Дж.Фрэзера, магия, религия и наука являются последовательными этапами развития мировоззрения человека. Мифы для него - интеллектуальное и вербальное осмысление магического действа.
В начале XX века В.Вундт, который пытался создать науку "психологии народов", указал связь мифа с эмоциональностью человека, на "мощные аффекты, близкие эстетическому сопереживанию, которое является умеренной формой мифологического олицетворения".
Rem: Интересна природа связи эмоционального переживания с мифологией... Она явно есть, но почему?..
В 20-е годы нашего столетия чрезвычайно популярны были труды Л.Леви-Брюля, выдвинувшего тезис о том, что мифы созданы первобытным мышлением, некоей совершенно особой стадией развития человеческого мышления вообще. В его теории первобытное мышление опирается на "закон сопричастности" в отличие от более позднего логического мышления, опирающегося на причинно-следственные связи. Интересно, что в конце жизни Леви-Брюль отказался от своей идеи, придя к заключению, что во все времена логическое и первобытное мышление сосуществует параллельно...
Rem: Теория логична, если исходить из особенностей мышления животных - сопричастности окружающему... Но ведь именно окружающей действительности... То есть миф - отражение реальности!!!
...символы-архетипы Юнг обнаруживает в мифах, легендах, сказках, толкуя их как выражение "коллективного бессознательного", то есть той части бессознательного, которая унаследована человеком от тысяч его предков, а не приобретена в результате личного опыта.
...за два с половиной тысячелетия лучшие умы человечества так и не смогли найти исчерпывающих формулировок, касающихся мифологии, не сумели выстроить стройной и непротиворечивой теории мифа. В то же время следует отметить, что проблематика эта по-прежнему остается в центре внимания этих лучших умов, а сама мифология, ее изучение до исследований современнейшей науки - является неотъемлемой частью культуры, а возможно. И одним из ее краеугольных камней.
Rem: а есть ли она - "теория мифа"??? Если мифы рассматривать как стилизованную летопись реальных событий, то сама постановка вопроса о некоей "теории мифа" становится некорректной...