На побережье Корнуолла на юге Великобритании в ясный день вдали можно увидеть архипелаг Силли. Согласно преданиям, эти острова ― остатки затонувшего процветающего царства.
Другие же считают, что легендарное королевство, известное как Лайонесс, находилось не на месте архипелага Силли, а между ним и основной частью Великобритании, являясь своего рода мостом между ними. Третьи полагают, что Лайонесс находился во Франции у Ла-Манша, где сегодня расположен департамент Сен-Поль-де-Леон.
Одни говорят, что Лайонесс был единым участком суши, который потом раскололся на острова (архипелаг Силли) из-за повышения уровня моря. Другие считают, что Лайонесс находился между горой Святого Михаила в Корнуолле и архипелагом Силли. Третьи считают, что Лайонесс ― регион во Франции Сен-Поль-де-Леон.
Лайонесс впервые упоминается в труде XV сэра века Томаса Мэлори «Смерть короля Артура». В этом знаменитом сборнике легенд об Артуре Лайонесс указан как родина Тристана. Вовлечённый в трагический роман с Изольдой, женой короля Марка (дядя Тристана), он так и не смог вернуться в Лайонесс. Согласно версии Мэлори, король Марк убил Тристана. В XIX веке лорд Альфред Теннисон в эпической поэме «Королевские идиллии» называл Лайонесс местом гибели Артура.
Версия первая: Лайонесс затонул у побережья Корнуолла
Английский историк Уильям Кемден в своей работе 1586 г. «Британия» пишет, что Лайонесс ― это затонувшая территория, простиравшаяся от горы Святого Михаила в графстве герцогства Корнуолл до островов Силли. Согласно Британской энциклопедии, Кемден обнаружил название Лайонесс в манускрипте, который он приобрёл у корнуэлльского антиквара Ричарда Кэро.
Кэро, возможно, скомпилировал воедино разные легенды, считает Эдриан Дэвид Хью Бивар из Лондонского университета. В статье «Лайонесс: эволюция легенды» он пишет: «Немногочисленные корнуэлльские легенды об утрате небольшого участка суши были преувеличены и детализированы в Нормандии и Британии и соединены с названием Лайонесс. Вероятно, это было сделано корнуэлльским антикваром Ричардом Кэро в эпоху правления королевы Елизаветы».
В путевых заметках Уильяма Вустерского XV века также упоминается затонувшая земля, которая простиралась до островов Силли. Там указано, что в Лайонессе было 140 церковных башен, плодородная земля и процветающее население.
В «Энциклопедии Пенни общества полезных знаний», изданной в 1841 г. Чарльзом Найтом, утверждается, что на ныне затонувшей территории между Корнуоллом и архипелагом Силли существовало поселение. Эта территория должна была затонуть до прихода христианства.
В книге говорится, что греческий историк и географ Страбон в I веке описывал острова Силли, и в его описании не упоминается такая территория. Таким образом, если Лайонесс действительно существовал, то к тому моменту он уже затонул. Поэтому упоминания о церквях в Лайонессе неправдивы.
Древние римляне, населявшие острова Силли, говорили о целостной сухопутной территории, а не об островах, что поддерживает гипотезу о дальнейшем погружении под воду этой территории.
В статье Дороти Дадли «Раскопки в Норнуре на островах Силли», опубликованной в «Журнале археологии» в 1967 г., пишется, что есть доказательства раннего и постепенного погружения архипелага. В ходе этих раскопок были найдены римские монеты IV века н. э. Также достоверно известно, что уже в 1200 г. до н. э. это место было заселено людьми, включая поселенцев из Бретани, Северная Франция.
Версия вторая: Лайонесс затонул у побережья Франции
Под Лайонессом может подразумеваться регион у Сен-Поль-де-Леона во французской провинции Бретань, говорится в Британской энциклопедии.
В Бретани тоже существует легенда о затонувшей земле ― городе Ис или Каэр-Ис. Есть различные версии легенды, но во всех идёт речь о короле Градлоне, который построил в море роскошный город для своей дочери Дахут.
Но из-за распущенности Дахут город погрузился в воду. Это немного напоминает библейскую легенду о Содоме и Гоморре. Как во многих мифах о затонувших или исчезнувших странах, божественные силы покарали людей за нравственный упадок.
У Дахут каждую ночь был новый любовник, а утром она убивала его. Тела этих мужчин сбрасывались в море. Однажды в городе появился человек, одетый в красное, чтобы посвататься к ней. Она влюбилась в него. Он убедил её отдать ключи к бронзовой плотине, которая бассейном отделяла город от моря, защищая его. Этот загадочный человек открыл ворота, и океан захлестнул город, затопив его.
Король города, который был высоконравственным человеком, –– единственный, кого спас святой, дав ему волшебного коня.
В другой легенде о Лайонессе говорится о Тревильяне, единственном выжившем, который сумел бежать из города на белом коне.
На сайте Национальной организации береговой охраны (NCI) упоминается: «Интересно, что Вивианы, одно из богатейших корнуэльских семейств-землевладельцев, имеют фамильный герб, на котором изображена белая осёдланная лошадь –– напоминание об этой знаменитой лошади из Лайонесса. Говорят, что Вивианы всегда держали в конюшне белую лошадь на случай такой катастрофы».
Хотя NCI пишет, что в начале XX века люди сообщали о руинах города над водой, а рыбаки даже сумели достать некоторые обломки зданий, нет никаких изученных доказательств о существовании затонувшего города.
Единственным источником информации о погружении суши в районе островов Силли остаются легенды, которые иногда пересекаются, а иногда противоречат друг другу. В какой степени легенды об Артуре соответствуют реальным историческим событиям ― спорный вопрос. Вполне возможно, что разные авторы пересказывали историю короля Артура и его соратников, включая Тристана и Ланселота, используя некоторые реальные факты из прошлого, но изменяя их под свой вкус и пожелания своих современников.
|