Подобно Энтам и Хуорнам из произведений Толкиена, «ходячие пальмы», семейства Socratea, произрастающие в тропических лесах Эквадора, способны медленно брести по земле, преодолевая расстояния до 20 метров в год. Сложно себе представить, что такое возможно, но такие деревья действительно существуют. Ходят они, конечно, очень медленно, так что за день каждое дерево способно переместиться всего на 2-3 сантиметра. Но это в очередной раз доказывает нам, что природа способна на создание самых невероятных явлений.
Чтобы увидеть эти удивительные деревья, вам придётся целый день добираться из столицы Эквадора до заповедника Сумако, внесённого советом при ЮНЕСКО в список биосферных заповедников. Три часа на автомобиле, потом от 7 до 15 часов на лодке, верхом на муле, а затем — пешком. Но все эти усилия того стоят, ведь после утомительного путешествия вы оказываетесь среди девственного леса, где вряд ли можно встретить избушку лесничего или отставших от экскурсовода туристов.
«Когда почва под деревом истощается, оно начинает пускать длинные корни, которые пытаются найти новую, более плодородную почву, — рассказывает палеобиолог Петер Врсански из Словацкой академии наук в Братиславе, — обнаружив подходящее место, новые корни вонзаются в почву, а дерево медленно наклоняется в их сторону, постепенно выдёргивая свои старые корни из земли. Весь процесс переезда на новое, более солнечное и плодородное место может занимать до нескольких лет».
Петер и его команда провели в заповеднике Сумако несколько месяцев, изучая и тщательно документируя это чудо природы. Параллельно с изучением ходячих деревьев, исследователям удалось обнаружить в лесах Эквадора несколько 30-метровых водопадов, не нанесённых на карту, а также открыть два новых вида позвоночных (ящерицу и лягушку). Также им пришлось столкнуться со стаей разъярённых обезьян, которым не понравилось вторжение незнакомцев на их территорию. Они бросались в команду исследователей длинными увесистыми ветками и даже своими фекалиями, в попытке прогнать тех из своего дома.
В данный момент ситуация с этим заповедником складывается весьма печальная, так как местные власти выставили некоторую его часть на продажу в связи с аграрной реформой, проводимой в стране. Местные жители имеют право приобрести участок леса, а затем делать с ним всё, что им вздумается. На сегодняшний день более 200 гектаров заповедника уже было вырублено, а ходячие деревья не настолько быстры, чтобы спастись от бензопил и топоров. Петер Врсански ищет способ защитить биосферный заповедник, предлагая крупнейшим университетам мира выкупить эту землю, тем самым защитив её от уничтожения уникальных растений и животных. Пока, правда, удача ему так и не улыбнулась.
|