На разбросанные по хребту и на склонах горы Тепе-Оба вблизи Феодосии большие щебневые кучи в 1904 году обратил внимание феодосийский инженер и лесничий Ф. И. Зибольд. Зачастую в непосредственной близости от куч находились остатки старых керамических трубопроводов.
Пытаясь объяснить назначение этих насыпных бугров, Зибольд пришел к убеждению, что они являются ничем иным, как древними аккумуляторами влаги. Зибольд подкрепил свою догадку удачным опытом получения воды, выполненным на базе созданного им в 1905—1912 гг. собственного конденсатора влаги.
Конденсатор имел каменное дно, сложенное на гидравлической извести, основание в виде круглого бассейна диаметром 20 метров. Края бассейна приподняты в виде каменной стенки с уклоном от периферии к центру с желобом, оканчивающимся чугунной трубой. Конденсирующий конус в виде усеченного конуса был сложен из морской береговой гальки диаметром 15-20 см, верхний диаметр конуса — 8 м, высота — 6 м. По свидетельству очевидцев, конденсатор давал 360 литров воды в сутки. Днище конденсатора оказалось недостаточно прочным, и через образовавшиеся трещины вода ушла в почву.
В настоящее время сохранилась только чаша конденсатора. Тем не менее она имеет историческое значение как памятник мировой науки и техники, как первый в мире опытный образец «росяного кургана».
Механизм ее действия, по мнению Федора Ивановича, был таков: насыщенный парами (рядом же море!) воздух поступал в бесчисленные щели и отверстия в щебневых кучах, охлаждался, достигал точки росы и отдавал свою влагу в виде мириадов капель пресной, фактически, дистиллированной, воды.Стекая вниз, капли наполняли чашу, устроенную в основании каждой из щебневых груд. Собранная таким образом вода подавалась в городские цистерны по гончарным водопроводам.
Кроме 22-х конденсаторов Ф.И. Зибольдом были найдены также остатки гончарного водопровода, который когда-то был проложен от найденных им конденсаторов к городским фонтанам Феодосии (только в 1831-1833 годах при различных земляных работах таких труб было извлечено более 8000 штук!). Это была поистине огромная по масштабам инженерная система для обеспечения города пресной водой.
Чтобы проверить свою гипотезу (и в случае ее подтверждения возродить забытый способ добычи чистой питьевой воды), Зибольд решил построить современный конденсатор атмосферной влаги. При поддержке местных властей в 1905–1913 годах им были построены два подобных сооружения — малый конденсатор (возле метеорологической станции в феодосийском лесничестве) и большой (на вершине горы Тепе-Оба). Каменная чаша последнего — ее называют чашей Зибольда — сохранилась до наших дней.
Строительство большого конденсатора завершилось в 1912 году. В течение нескольких месяцев, по свидетельствам современников, он давал до 36 ведер (около 443 л) воды в сутки. К сожалению, днище конденсатора оказалось недостаточно прочным, и через образовавшиеся трещины вода вскоре стала уходить в почву.
По мнению Ф. И. Зибольда конденсация водяных паров воздуха лежала в основе древней системы водоснабжения города; на склонах г. Тепе-Оба он насчитал до 10 «щебневых куч-конденсаторов».