Янис Урбанович, председатель парламентской фракции Латвийской социал-демократической партии "Согласие", президент международного общества "Балтийский форум"
Увы, до сих пор в кругах, тайно или явно связанных с украинским кризисом, существует большое искушение решить все силой оружия. А для украинского правительства и Петра Порошенко это искушение обрело вполне конкретные формы: Конгресс США готовится потратить один миллиард долларов на поставку оружия Киеву, демонстрируя солидарность и толкая Россию к военному конфликту с НАТО. Этот миллиард — дамоклов меч минских договоренностей.
Можно даже сказать, что попытки Меркель и Олланда, как и энтузиазм руководителей учреждений ЕС по итогам минского соглашения, основывались на желании доказать: мы, европейцы, в решающий момент все же можем справиться сами, без "большого брата". К сожалению, ни канцлеру Германии, ни президенту Франции, ни высокопоставленным лицам ЕС не удалось снизить уровень напряжения в отношениях России и Запада, который подогрел адресованный персонально кремлевскому лидеру публичный "get out" от вице-президента США.
Сейчас только Барак Обама может аннулировать угрозы, высказанные Джозефом Байденом на Мюнхенской конференции и притормозить желание вашингтонского "ястреба" устроить прямую военную конфронтацию с "историческим врагом" в Восточной Европе. Остается надеяться, что обитателю Белого дома хватит смелости прийти на помощь "нормандской четверке".
А их многочасовую работу может пустить по ветру не только угрозы, но и чрезмерные похвалы. Достаточно одной стороне во всеуслышание прокричать о своей победе, вторая сторона тут же ощутит себя "лузером".
Британского премьера Невилла Чемберлена (1869-1940) ругали за легковерность. В 1938-м году после Мюнхенского пакта он провозгласил: "я привез вам мир". Иллюзия развеялась через год… Однако Чемберлен верил в то, что говорил и делал, и это было продиктовано не желанием поднять рейтинг, а преданностью идеалам и ответственностью. Поэтому неудивительно, что его буквально свалил — и в физическом смысле тоже — тот факт, что люди, казавшиеся заинтересованными в стабильности в Европе, преследовали совсем иные цели, подписывая с ним мировое соглашение.
Разногласия на переговорах в Минске можно было бы преодолеть, если бы там собрались четверо "чемберленов" из разных стран, каждый из которых хотел бы вернуться в свою страну как вестник мира. И мы бы увидели документ за подписями "нормандской четверки", каждая из которых бы подтверждала бы персонально взятую ответственность за выполнение взятых обязательств.
Но этих подписей нет, и все обещания кажутся пустым обманом.
К сожалению, президенту Украины не хватило настоящего мужества взять в руки перо — для него абсолютно виртуальная теперь "унитарность" оказалась дороже понимания, что в Донбассе гибнут люди, а Европа катится к войне. Последователь Януковича — и бывший министр его правительства — "после Минска" почти что обоснованно боится повторить судьбу предшественника "после Вильнюса". Немалая часть нынешней власти Украины не хотят отказываться от войны — мир кажется ужасным, ведь это сделает их ненужными и непопулярными.
Поэтому остается надеяться, что в минском квартете все же было если не четверо, то хотя бы трое "чемберленов". И что Минская встреча останется в истории не крушением надежд, а началом нового европейского мира.