Партнеры России по Европейскому союзу и НАТО не выдержали теста на стратегическое партнерство в сложный период, но взаимодействию РФ с ЕС альтернативы нет, считает постпред РФ при Евросоюзе Владимир Чижов. При этом, по его словам, большинство стран ЕС придерживается линии постепенного размораживания отношений с Россией, однако пока консенсуса на этот счет нет.
В интервью РИА Новости после конференции Чижов напомнил, что в свое время занимался вопросами отношений с НАТО и создания Совета Россия-НАТО.
"Тогда все говорили — "наше взаимодействие, в том числе в рамках совета Россия-НАТО, должно быть всепогодным", то есть не только для ясной солнечной погоды в наших отношениях, но и для тех периодов, когда какие-то проблемы есть. Эти отношения не выдержали испытания уже в 2008 году, когда Дмитрий Рогозин, который был тогда постпредом, пытался созвать Совет Россия-НАТО, но встретил отказ. Они учли, кстати, этот урок, и на фоне нынешнего украинского кризиса пошли на созыв Совета Россия-НАТО", — заметил Чижов.
По его словам, Россия никогда никому своего партнерства не навязывала, и уж тем более не навязывала его НАТО.
"Мы всегда говорили, что готовы с НАТО взаимодействовать на равноправной основе, в интересах выработки совместных подходов к общим вызовам и угрозам безопасности XXI века — это и терроризм, и другие. Но мы всегда готовы были пойти так далеко, как готовы были наши партнеры. Наши партнеры, однако, не выдержали этого теста на стратегическое партнерство. Это что касается НАТО. К сожалению, такой же вывод я могу сделать и применительно к Евросоюзу", — сказал Чижов.
По словам постпреда, раньше он сравнивал наше стратегическое партнерство с речной галькой — такая же круглая от частого использования и такая же скользкая, а сейчас оно больше похоже на кристалловидный астероид, который летит непонятно откуда и непонятно куда.
"Но, оставив в стороне аналогии, могу сказать, что в принципе нашему взаимодействию с Евросоюзом альтернативы нет. Как ни крути, мы торгуем на уровне 1 миллиард евро в сутки. Можете себе представить — 1 миллиард евро в сутки. Вот говорят, что у нас рухнула торговля. Да, сократилась по итогам 2014 года где-то на 4,5% — пока еще нет окончательных цифр. И то минимум половина этого сокращения связана с падением цен на нефть. А в остальном работа идет", — сказал Чижов.
По его словам, введенные ЕС рестриктивные меры ударяют и по российской экономике, и по их экономике.
"Экономическое положение Евросоюза сейчас достаточно сложное, если выражаться политкорректно. Не далее как вчера управляющий совет Европейского центробанка принял решения… Я бы не говорил, что они запустили печатный станок, дело не в этом, они расширили собственные функции выкупа облигаций. Пока не так много — 60 миллиардов, но в принципе потолок определен в 1 триллион 100 миллиардов евро. Это огромные деньги", — сказал Чижов.
По его словам, в еврозоне хотят повторить то самое количественное смягчение, которое, как считается, сработало в США и в Великобритании. Пока же ситуация сложная — безработица не снижается, началась дефляция.
"На фоне нашей инфляции кому-то это может понравиться, но дефляция означает падение цен, падение спроса, падение производства. Это спираль", — сказал дипломат.
На вопрос, воспринимает ли Европа аргументы России, Чижов ответил, что "в беседах один на один — воспринимают, более того — со многим соглашаются". "Но когда сбиваются в кучу, тут возникают проблемы", — добавил постпред.
"Я могу понять, когда такая страна, как Греция, ссылается на общую позицию Евросоюза, но когда на это начинают ссылаться французы — страна одна из ведущих в Евросоюзе. Так кто же определяет эту общую позицию? Последнее обсуждение отношений с Россией, которое состоялось 19 января на совете по иностранным делам, запустило стратегическую дискуссию. Там не ожидалось никаких окончательных решений, но разговор у них был тяжелый. Хотя, по нашим данным, большинство стран все же придерживается линии на поддержание диалога с Россией и постепенное размораживание того, что они заморозили. Получается, что пока консенсуса на этот счет нет", — заключил Чижов.