Более 23 тысяч кубических километров чистейшей воды или 20% запасов пресной воды в мире. Этому озеру 25 миллионов лет. И, если во всем мире вдруг исчезнет пресная вода, то, как подсчитали ученые, человечество сможет пить байкальскую воду десятилетиями. В байкальской воде 3 тысячи различных видов животных и растений. Причем две трети из них живут только в этом озере и больше не встречаются нигде.
Сколько бы ни говорили об уникальности Байкала, к сожалению, это не меняет положения вещей. Каждый год одно и то же. Самое крупное в мире пресноводное озеро страдает от губительной деятельности человека. Такое впечатление, что люди соревнуются в своем стремлении поскорее убить эту красоту.
Сотрудники Иркутского лимнологического института сделали уже не один десяток погружений для того, чтобы исследовать прибрежное дно озера. Их вывод неутешителен: там, где к воде выходят поселки, Байкал начинает умирать.
Иркутские ученые говорят об эвтрофикации, которая, как раковая опухоль, поражает Байкал. Другими словами, вода озера насыщается фосфором и азотом, в конечном счете, превращая его в болото. И виноват в этом человек. Если учесть, что на берегу Байкала сейчас живут около 80 тысяч человек, то все эти поселения сбрасывают в озеро примерно 15 миллионов кубометров стоков в год.
Местные власти бьют тревогу: воды самого глубокого в мире пресного озера из-за пожаров и засухи уходят, забирая с собой грунтовые протоки. Ситуация катастрофическая, и такого здесь не наблюдалось 60 лет. Уход грунтовых вод высушил торфяники, начались пожары, которые очень трудно потушить даже зимой. И теперь более 40 населенных пунктов только в Бурятии рискуют остаться без пресной воды.
Юрий Сафьянов, министр природных ресурсов Бурятии: «У нас идет глобальное снижение по всему субъекту уровня грунтовых вод не только озера Байкал, но и самых крупных наших рек. У нас просто пересох почвенный покров».
Полиэтиленовые пакеты, стеклянные бутылки, бытовые отходы. Уже в километре от озера — гигантские свалки. Местные жители выбрасывают мусор, не стесняясь. Даже когда их снимает камера. И ни одна из этих свалок не оформлена официально. То есть власти ими не занимаются. Поставить урны вдоль берега — проблема государственного масштаба. Лесники признаются, что кое-где ставят их на свои деньги. У местной администрации на это средств нет.