Буддийская литература и устная традиция содержат многочисленные примеры, как сознание путешествует в тонкой форме вне грубого тела. Такие же явления были замечены на Западе, где их зачастую называют «астральными путешествиями». Хотя сложно сопоставить этот опыт и отождествлять отдельные случаи, встречающиеся в одной культуре, с тем, что описано в другой культуре, используя классификацию, принятую в последней, всё же может быть полезным перечислить некоторые разновидности этих явлений, как они встречаются в буддийских традициях Индии и Тибета.
Иллюзорное тело.
Посредством интенсивной, глубокой практики медитации можно достичь иллюзорного тела (sgyu-lus). Это итог очень продвинутой практики завершённой стадии (rdzogs-rim, стадия завершения) высшего класса тантры – ануттарайоги. Именно это тело позволяет обрести неконцепутальное постижение пустотности тончайшим умом ясного света. Достигнув иллюзорного тела, можно свободно путешествовать за пределами ограничений своего физического тела, действуя на благо других.
Чтобы обрести иллюзорное тело, сначала необходимо развить отречение от страданий, цель бодхичитты – стремление к состоянию будды, которое позволит помогать всем другим достичь того же, а также правильное концептуальное понимание пустотности. Помимо этого необходимо добиться однонаправленной поглощённой сосредоточенности (ting nge 'dzin, санскр. самадхи), получить надлежащие тантрические уполномочивающие посвящения от полностью квалифицированного тантрического учителя, сохранять все принятые обеты в чистоте, а также достичь мастерства в практиках стадии зарождения (bskyed-rim) и в начальных практиках завершённой стадии ануттарайога-тантры.
Тело сновидений.
Посредством углублённой медитации можно достичь тела сновидений (rmi lam gyi lus). Оно хорошо подходит для развития однонаправленного внимания, поскольку во время сна мы не отвлекаемся на сознания органов чувств. Поэтому часто практикующие развивают тело сноведения, чтобы продвигаться в обучении. Научившись управлять состоянием сна и овладев этим видом эманации, можно разложить в своей комнате книги и учить их во время сна наизусть. Однако, поскольку тело сновидений не может касаться твёрдых предметов и перелистывать страницы, нужно разложить несколько экземпляров одной и той же книги так, чтобы в этом не было необходимости.
Более того, и тело сновидений, и иллюзорное тело связаны с грубым телом лишь кармой. Между ними нет физической связи.
Нарушения в тонком теле.
То, что известно как тонкое тело (lus phra-mo), не может выйти за пределы грубой физической формы. Скорее, это тонкая энергетическая система в пределах грубого тела. Это система невидимых энергетических каналов (rtsa, санскр. нади) и узлов (rtsa-‘khor, санскр. чакра), где находятся творческие энергетические капли (thig-le, санскр. бинду) и текут энергетические ветры (rlung, санскр. прана). Отдельные части этой системы участвуют в нормальной работе чувственного восприятия. Посредством поглощённой сосредоточенности и продвинутых йогических упражнений можно использовать эту систему особым образом, чтобы достичь сверхфизических и экстрасенсорных способностей, таких как телепатия и ясновидение. Между тем существует ряд заболеваний, возникающих из-за нарушений и неуравновешенности энергетических ветров. Такие расстройства могут стать причиной галлюцинаций и ненормального восприятия, например, когда человеку кажется, что он находится вне собственного тела.
Побочные эффекты практик визуализации.
Кроме того, есть много видов медитации, в которых развивают силу воображения и используют её, чтобы добиться продвижения по духовному пути. Например, научившись визуализировать всех существ в виде скелетов, можно ослабить навязчивое влечение и жажду в отношении тела и тем самым устранить страдание и беспокойство, свойственные страстному желанию. Можно натренировать свой ум визуализировать во всех направлениях одновременно и даже видеть внутренние органы. После освоения таких практик, восприятие человека может быть расширенным даже вне занятий медитацией. Он может видеть всё вокруг и чувствовать, что находится вне пределов своего тела.
Тело смешанных состояний существования.
Есть записи, которые свидетельствуют, что из-за предыдущей кармы можно переродиться получеловеком-полудухом. В подобном состоянии человек может обнаружить, что, когда его человеческое тело без сознания или бездеятельно по иной причине, другая часть его природы, подобная духу, путешествует вместе с его сознанием. Также известны случаи, когда люди были наполовину людьми, наполовину небесными существами (богами). Небесное существо входило в грубое человеческое тело, однако при определённых условиях действовало отдельно от него. В приведенных примерах речь идет о сознании одного живого существа, которое, тем не менее, может иметь аспекты двух различных состояний существования.
Вхождение в цитадель другого тела.
Также во внетелесном опыте могут участвовать несколько существ. В ануттарайога-тантре есть несколько продвинутых практик медитации под названием «вхождение в цитадель» другого тела (grong-‘jug). С помощью поглощённой сосредоточенности можно перемещать собственный ум в тело того, кто недавно умер или находится без сознания. Так как этой практикой легко злоупотребить и она может использоваться c вредоносными целями, прямая устная линия передачи этой практики прервалась в XI столетии, прежде чем она могла попасть из Индии в Тибет.
Одержимость.
Наше тело или ум также могут быть одержимы существом из мира духов. Это может произойти из благих побуждений, как, например, в случае оракулов в состоянии транса; или же из пагубных, как в случае голодных духов. В буддийской литературе также упоминаются существа, которые после смерти перевоплотились духами или существами ада и общались в этих состояниях со своими прежними друзьями и родственниками. Такие случаи основаны на сильных кармических связях, например, когда в осле узнали собственного умершего дядю.
Внетелесный опыт по причине предыдущей практики медитации.
Независимо от того, какой внетелесный опыт может пережить человек, который не занимался медитацией, это результат его или её предыдущих действий в этой или прошлых жизнях. Различные люди испытывают разные переживания, и даже один и тот же человек редко переживает одно и то же дважды. Это происходит в силу разной кармы и инстинктов из предыдущих жизней.
Если человек в прошлом натренировал свой ум, практикуя продвинутые буддийские медитации, включающие визуализации либо работу с иллюзорным телом, телом сновидений или тонким телом, вероятно, что он или она переродится с сильной предрасположенностью к этим практикам. В таких случаях внетелесный опыт может произойти без каких-либо усилий, и человек также будет иметь явные склонности к другим медитациям и прозрения, в рамках которых эти продвинутые практики применялись в прошлом. Иначе говоря, он будет предрасположен ко всей практике в целом, а не только к её продвинутым составляющим. Поэтому с детства этот человек будет интуитивно чувствовать, что существуют причины и следствия, перерождения, обладать отречением, состраданием, пониманием пустотности и так далее. По крайней мере у такого человека будет инстинктивная вера в прошлые и будущие жизни. Таким людям полезно найти полностью квалифицированного духовного мастера и пройти надлежащее обучение медитации для развития своего потенциала.
Внетелесный опыт, обусловленный болезнью.
Если у человека нет никаких предрасположенностей к основным медитациям, у внетелесного опыта могут быть иные причины. Если внетелесному опыту предшествовали ощущения стеснённости и беспокойства в районе солнечного сплетения, прилив энергии из сердца в голову, звон или шум в ушах, стискивание зубов, периоды бессознательного состояния и так далее, – то это может указывать на нарушения в энергетической системе тонкого тела. С такими симптомами не следует увлекаться необычными состояниями восприятия, которые возникают из-за подобного расстройства. Значительный дисбаланс энергий в теле, особенно когда он сосредоточен в районе сердца, может привести к крайней паранойе, безумию и даже смерти. В таких случаях необходимо обратиться за лечением к тибетскому врачу.
Изменённое состояние сознания или потерю контроля над собственным сознанием могут вызывать вредоносные духи и силы. Это также опасно, и помочь здесь могут ламы, врачи или оракулы, искусные в ритуалах экзорцизма. Внетелесные ощущения могут быть галлюцинациями, которые вызваны употреблением наркотиков, и к этому также не следует стремиться. Если человек находится в изменённом состоянии сознания продолжительное время, могут возникнуть долгосрочные побочные эффекты.
Выводы:
Итак, если человек без особой подготовки, не практиковавший медитацию, испытывает неуправляемый внетелесный опыт, не стоит относиться к этому легкомысленно или как к забавному курьёзу. Это может происходить по любой из описанных выше причин, из-за сочетания этих факторов или чего-либо совершенно иного. Независимо от причины, если человек испуган, когда его или её сознание находится вне физического тела, связь между ними может легко разорваться. Буддийская литература упоминает многочисленные случаи таких смертей. Поэтому крайне важно не экспериментировать с внетелесными состояниями самостоятельно. Однако если человек практикует под должным руководством, с хорошей мотивацией и усердно медитирует, такие состояния можно использовать, чтобы расширить свои возможности помогать другим и себе ради всеобщего блага.
Автор: Ценшаб Серконг Ринпоче
Перевод и редакция: Александр Берзин и Шарпа Тулку, 1976 год
|