В то время как греческий епископат оказался в хвосте событий
Главные ворота концентрационного лагеря Освенцим с надписью «Arbeit macht frei» (нем.: Труд освобождает). Иллюстрация: goodgood.me
Ватиканский официоз, газета L'Osservatore Romano выступила с программной статьей, посвященной будущему Европейского союза. Поводом для нее послужил греческий референдум с известным исходом. Издание отмечает, что результатом голосования греческого народа должно стать решение о «неизбежном пересмотре европейской модели», которое следует принять даже такой «болезненной ценой», как выход Греции из еврозоны. Новая модель больше не может представлять «дворцы в Брюсселе, неизбираемые элиты и закрытые европейские клубы как старая франко-германская ось». Греческое «нет» следует рассматривать в более широком социальном контексте, говоря не только об экономических трудностях, но и об «общем отвращении к лидерам и финансовым учреждениям, которые политически доминируют». Мировой кризис, начавшийся в 2008 году, оставил огромный след в отношениях между народами и их вождями, он подпитывает национализм и дух конфронтации, а также привел к созданию таких сил, как СИРИЗА в Греции или ПОДЕМОС в Испании. Есть срочная необходимость в новом процессе интеграции, который выходит за рамки банковского и валютного союза, а также «технического объединения», чтобы сосредоточиться на более важных вопросах, вызывающих разногласия, — иммиграции, здоровья, образования, социальной политики.
Многие аналитики и эксперты, рассуждая о греческом кризисе, рассматривали его с узких перспектив финансового администрирования. Но сквозь эту щелочку слона можно и не приметить. Хотя греческий премьер-министр Алексис Ципрас дал подсказку, когда намекнул, что проблемы носят геостратегический характер. Ватикан пошел еще дальше. Геополитика, о которой ныне говорят в Афинах, конечно, является более долгосрочным фактором, нежели планы экономических реформ, снижения налогов и прочего монетаристского арсенала. На даже на фоне геополитики концепция и видение Святого престола, который последовательно ставит во главу угла такие ценности, как жизнь, здоровье, образование и милосердие, оперируют категориями вечности. Папа Римский Франциск посвятил немало своих выступлений критике перекосов современной мировой системы с позиций защиты неимущих. А до него об этом же, размышляя о кризисе, говорил папа Бенедикт XVI.
Папа на пенсии издал в конце 2008 года послание «Искоренять бедность, созидать мир», где поставить бедных на первое место означает в конечном счете, что для них должно быть предусмотрено адекватное пространство в правильной экономической логике со стороны деятелей международного рынка, в правильной политической логике со стороны государственных деятелей и правильной социальной логике, предусматривающей широкое участие всех членов в жизни общества, способной задействовать вклад гражданского общества на местном и международном уровнях. Особое внимание он акцентировал на состоянии финансовой мировой системы. Самая важная с объективной точки зрения ее функция, писал понфтифик, — то есть функция поддержки на протяжении долгого времени возможности инвестиций и, следовательно, развития — сегодня являет себя как никогда слабой: она подвергается негативным последствиям системы финансовых сделок как на национальном, так и на мировом уровне, основанных на логике краткосрочности, которая нацелена на увеличение стоимости финансовых операций и сосредоточена на техническом управлении различными видами рисков. Кризис показал, как финансовая деятельность может иногда быть полностью сконцентрирована на себе, игнорируя долгосрочные интересы общего блага.
Интересно, что в какой-то момент идея «общего блага» в отношении Европейского союза стала ассоциироваться с идеей «общего пространства». Иначе говоря, сам факт нахождения в Евросоюзе должен гарантировать процветание и благополучие. Греческий опыт показывает, что это далеко не так. Французская католическая газета La Croix считает, что с подобным может столкнуться когда-нибудь и сама Франция, которая через наращивание государственного долга финансирует свои текущие расходы, и как бы в один прекрасный день не пришлось бы за это заплатить сбережениями французов. Удивительно, но большинство греческих церковных владык не видят, при каком историческом событии они присутствуют и с какими проблемами сталкивается их страна, возлагая все свои надежды на ЕС как Deus ex machina. То православный митрополит Антимос из Салоник в конце литургии говорит своим прихожанам: «У вас есть право голосовать, как вам нравится, но я буду голосовать за Европу». То глава Конференции католических епископов Греции епископ Франгискос Папаманолис заявляет, что Ципрас «оказался некомпетентным премьером», и попрекает его тем, что вопрос референдума был хитро сформулирован. В то время как якобы «если бы они четко спросили людей — хотите в Европу, хотите евро, да или нет, то 80% сказали бы: «Да».
Между тем свою ответственность за доведение страны до коллапса признают даже оппозиционные партии, некоторые лидеры которых сложили после референдума полномочия. Более того, практически все партии поддержали идею премьер-министра по созданию единого фронта в этой драматической сегодня для Греции ситуации. Отказались в нем принять участие лишь крайне правый «Золотой Рассвет» и, по некоторым данным, коммунисты, выступающие с позиций категорической «еврофобии». Единственными, кто сегодня проявил солидарность с большинством греческого народа и политиков, оказались монахи горы Афон. А ведь кому, как не духовным пастырям, было бы правильным и грамотным принять сейчас участие в дискуссии по вопросу, какая Европа нужна грекам, какой они ее видят, раз уж владыки так возлюбили Европейский союз? Греческий епископат в конечном итоге рискует отстать от паровоза, оказаться в хвосте событий не только по отношению к собственному обществу, но и всему европейскому христианскому сообществу, занятому переосмыслением модели европейского единства.
|