Словом, БРИКС и ШОС растут и укрепляются. В отличие от G7.
Станет ли БРИКС альтернативой "Большой семерке"
Накануне саммита в Уфе президент Бразилии Дилма Русефф посетила с визитом США и встретилась с Бараком Обамой, который обещал главе Бразилии не прослушивать ее телефонные разговоры и даже назвал Бразилию "глобальной державой". Западные СМИ после этой встречи, выдавая желаемое за действительное, попытались убедить мировую аудиторию, что "президент Бразилии дрогнула", а в БРИКС якобы наметилась трещина.Увы, попытки Обамы задобрить хотя бы Бразилию более походят на жест отчаяния, ведь страны "Большой пятерки" — а именно так следует называть БРИКС – сделали свой выбор: они приступили к строительству многополярного мира, в то время как США продолжают настаивать на собственной исключительности и навязывать миру свое превосходство.
Очевидно, что БРИКС уже стала альтернативой G7, что бы ни думали об этом западные политики. Более того, БРИКС, где отношения между участниками объединения строятся на равноправной основе, очевидно более привлекательное, а значит – более перспективное объединение, чем G7, в котором отношения выстроены принципиально иначе. Здесь США — исключительная величина, самоутверждающаяся (но одновременно – сдувающаяся) в окружении безголосых вассалов.
Одна из ключевых идей, сплачивающих участников БРИКС, – антиамериканизм, стремление противопоставить гегемонии США свое суверенное мнение. А потому задобрить участников "Большой пятерки" дешевой лестью (как Бразилию) или запугать откровенным шантажом (как Россию), скорее всего, не получится.
Как США выйти из тупика, в который они загнали себя сами?
Полагаю, что это должны быть некие мощные, а главное – честные шаги, которые бы исправили имидж этой страны, весь сомнительный авторитет которой держится сегодня в основном на печатном станке и военной силе.
Во-первых, США могли бы разгромить Исламское государство – после чего их авторитет вновь стал бы непререкаемым.
Во-вторых, они могли бы оставить в покое Украину, Россию и Евросоюз, развязав затянувшийся узел противостояния и встречных санкций в Европе.
В-третьих, они могли бы прекратить накачивать европейские и иные страны базами НАТО, остановившись на некой вполне разумной границе.
В-четвертых, они могли бы отказаться от тезиса исключительности США, взяв на вооружение менее раздражающий суверенные державы термин.
Но руководство США не намерено менять своей внешней политики и стремится двигаться еще дальше и быстрее по пути укрепления своего мирового влияния, погружаясь в состояние державы нон-грата — страны, с которой все менее приятно иметь дело не только странам-оппонентам, но и странам-партнерам.
США становятся неинтересны миру. И американским образом жизни сегодня бредят лишь те, кто остановился в своем развитии, по-прежнему веря в догмат о том, что США — самая свободная страна в мире. Им бредят и разного рода нацисты – как подрядчики американских ястребов по бизнесу на крови.
Большинство американских политиков не желают признавать тренды, становящиеся мэйнстримом современной политики: усиление антиамериканских настроений даже в Европе, сокращение закупок американских казначейских обязательств, стремление уйти от доллара в другие валюты, попытки минимизировать роль США как посредника в международных делах и т.п.
Удержат ли США Европу под своим контролем
Последние лет двадцать или, по меньшей мере, после 11 сентября 2001 года все происходящие в мире глобальные процессы соответствовали американскому сценарию. Но в процессе оккупации Ирака в американской программе "продвижения демократии" произошел системный сбой.Далее были сбои в Индии, Ливии, Сирии, Йемене, etc. и вновь в Ираке, где активизировались исламские радикалы.
Проблемы с американскими геополитическими программами возникли и на европейском континенте.
Первый серьезный сбой произошел на Украине, где все шло по протоколу Госдепа до того момента, пока не восстали Крым и Донбасс. И уж совсем не по американскому сценарию разворачиваются сегодня события в Греции.
На саммите в Уфе будут обсуждаться не только вопросы евразийской интеграции в самых разных ее форматах, но также вопрос о возможной поддержке Греции. Это значит, что предметом все большего интереса БРИКС и ШОС становится Европа, которая сегодня считается вотчиной США. И такой настрой международных организаций, не приемлющих американской гегемонии, – еще один удар по непомерным амбициям США и G7 на их территории.
События в Греции показали отсутствие единства в Евросоюзе. Более того, они обнажили болевые точки той политики, которую вот уже несколько десятков лет проводят еврочиновники при поддержке Вашингтона.
Евросоюз мог бы серьезно изменить ситуацию на европейском континенте в пользу укрепления европейского единства, если бы еврокомиссары не копировали бездумно ту политику, которую США проводят в отношении Европы и мира.
Ведь что беспокоит сегодня любого среднестатистического жителя Европы, находящегося в здравом уме и в твердой памяти?
Во-первых, большинство европейских стран теряют свои национальные экономики и все больше превращаются в должников международных (в первую очередь, американских и британских) банков.
Во-вторых, коренных европейцев не может не беспокоить отсутствие разумной миграционной политики, в рамках которой для стран северной и восточной Европы уже готовятся разнарядки по размещению на их территориях тысяч и тысяч мигрантов из Африки и Азии.
В-третьих, жителей Европы не может не беспокоить нарастающее присутствие в их странах контингентов НАТО и воинских подразделений США, что все больше напоминает оккупацию.
В-четвертых, население европейских стран в массе своей не понимает и не принимает введения экономических санкций против крупнейшего и вполне комфортного партнера, каким является Россия.
А есть еще и в-пятых, в-шестых…
США и "G7" могли бы и здесь изменить свою внешнюю политику в пользу интересов большинства населения Европы, однако и на европейском направлении мировые гегемоны опять-таки самоубийственно загоняют себя в коридор нарастающих противоречий.
Однополюсный мир преступен и неэффективен
Однополюсный мир во главе с США не только преступен, но и откровенно неэффективен. Скажу больше: американские политики проспали те развилки, когда надо было модернизировать свою геополитическую доктрину посредством введения более гибких методов манипулирования странами и народами.Ведь никто же не мешал американским ястребам спокойно и практически беспрепятственно адаптировать, к примеру, Россию к стандартам нового мирового порядка. Но нет: ощущение вседозволенности и безудержная страсть к власти и наживе вскружила голову западным политикам, чиновникам и нуворишам. Захотелось сломать Россию и Украину через колено – как до того были сломаны Югославия, Сербия, Ирак и Ливия.
Многополярная модель мироустройства сулит принципиально иное будущее, связанное не со стремлением разделить население Земли на золотой миллиард и быдло, но со стремлением к установлению коллективной ответственности за судьбу планеты.
В условиях многополярности появляется надежда, что миру удастся избежать очередной мировой войны. И это главный вопрос, который так или иначе будет поставлен на саммитах в Уфе, где ключевая роль отведена России и ее президенту.