Палеолитические Венеры, перечень:
Палеолитическая Венера - обобщающее понятие для множества доисторических статуэток женщин, обладающих общими признаками (многие изображены тучными или беременными), датирующихся верхним палеолитом. Статуэтки встречаются главным образом в Европе, но ареал находок простирается далеко на восток вплоть до стоянки Мальта в Иркутской области, то есть на большую часть Евразии: от Пиренеев до озера Байкал.
1. Венера из Берехат-Рама - — камень, найденный при археологических раскопках на Голанских высотах в 1981 году. Представляет собой антропоморфный камень из горной породы туф, 35 мм в длину, на котором сделаны по крайней мере 3 прореза, возможно выгравированные с помощью остроконечного камня. Объект был выявлен археологом из Еврейского университета в Иерусалиме Н. Горен-Инбар (N. Goren-Inbar). Она утверждает, что это не что иное, как статуэтка — артефакт, изготовленный представителем вида Homo erectus (ашельская культура начала среднего палеолита, примерно 230 тысяч лет тому назад).
2. Венера Брассемпуйская - или «Дама с капюшоном» — первая по времени обнаружения «палеолитическая венера». Представляет собой фрагмент фигуры из слоновой кости эпохи позднего палеолита, обнаруженный близ французского посёлка Брассемпуи в 1892 году. Считается произведением граветтской культуры (около 22 тысяч лет тому назад). Это одно из наиболее ранних относительно реалистичных изображений человеческого лица.
3. Вестоницкая Венера - «палеолитическая Венера», обнаруженная в Дольни-Вестонице в Моравии 13 июля 1925 года и в настоящее время выставленная в Моравском музее города Брно, Чехия. Является древнейшей известной науке керамической статуэткой. Высота статуэтки — 111 мм, ширина — 43 мм. Принадлежит граветтской культуре и датируется различно — между 29 000 и 25 000 гг. до н. э. При томографическом исследовании на статуэтке обнаружен древний отпечаток детской руки, оставленный ещё перед обжигом.
4. Венера Виллендорфская - небольшая статуэтка женской фигуры, обнаруженная в одном из древних захоронений граветтской культуры близ местечка Виллендорф в Вахау, посёлке коммуны Агсбах, в Австрии археологом Йозефом Сомбати 7 августа 1908 года. Вместе с гальгенбергской венерой экспонируется в венском Музее естествознания. Статуэтка высотой 11 см вырезана из оолитового известняка, который не встречается в данной местности (что говорит о передвижениях древних народов) и подкрашена красной охрой. По последним данным (2015 год) возраст статуэтки насчитывает 29,500 лет. Почти ничего не известно ни о месте, ни о методе изготовления, ни о культурном назначении данной статуэтки.
Фигура женщины выполнена в интересном стиле. Её груди, живот и бёдра выполнены в гипертрофированной манере. Чётко выраженные линии подчёркивают пупок, половые органы и руки, сложенные на грудях. На голове видны хорошо вырезанные волосы или головной убор; черты лица при этом полностью отсутствуют.
По мнению других исследователей, фигурка, возможно, была идолом плодородия и возможно использовалась вагинально, как символ, призванный увеличить деторождение. Об этом говорят чётко выраженные груди и половые органы, отсутствие ступней ног (статуэтка не должна была стоять по замыслу автора).Короткая длина рук была необходима для лучшего погружения в процесс.
5. Венера Гальгенбергская - «палеолитическая венера» ориньякской культуры возрастом около 30 тысяч лет. Обнаружена в 1988 г. невдалеке от г. Штратцинг в Австрии, где неподалёку ранее была обнаружена Венера Виллендорфская. Высота «танцующей» фигурки составляет 7,2 см, масса 10 г. Она сделана из зелёного серпентина. Экспонируется в венском Музее естествознания.
6. Венеры из Гённерсдорфа - палеолитические венеры возрастом около 11,5 — 15 тысяч лет, обнаруженные во второй половине XX века в Гённерсдорфе, районе города Нойвид (земля Рейнланд-Пфальц, Германия), в ходе раскопок под руководством Герхарда Бозински. Статуэтки принадлежат к мадленской культуре и отражают основные тенденции в изображении женской фигуры, характерные для той эпохи: минимализм, абстрактность, отсутствие головы и ног, подчеркнутые формы ягодиц. Их ближайшими аналогами являются экземпляры из Андернаха, Небры и Олькнитца, что позволяет говорить об отдельном «гённерсдорфском типе» палеолитических венер. Кроме того, на данной стоянке были обнаружены шиферные пластины с нанесенными на них рисунками профилей женских тел, которые по форме аналогичны статуэткам.
Всего было найдено 16 Гённерсдорфских венер, материалом для изготовления которых послужили кости животных, бивень мамонта, рог оленя, а также местные сланцевые горные породы
7. Костёнковские венеры - условное название десяти палеолитических статуэток женщин, обнаруженных на Костёнковских стоянках в Воронежской области. Подобные статуэтки также найдены на Авдеевской стоянке в Курской области. Созданы приблизительно 23—21 тыс. лет тому назад носителями костёнковско-авдеевской культуры. Хранятся в Государственном Эрмитаже.
В целом для фигурок характерен единый художественный канон: округлые формы груди и живота гипертрофированы, очень тонкие руки сложены на груди, ноги немного согнуты, лица почти гладкие, без деталей. В 1977 г. в Авдеево была найдена первая «палеолитическая венера» с тщательно проработанным лицом (вплоть до причёски или шапочки, которая передана рядами насечек). На нескольких фигурках заметны украшения, в том числе браслеты и оберегающая грудь перевязь.
Выполнены фигурки из камня (известняка, мергеля) либо из бивня мамонта. Культово-ритуальное назначение статуэток из бивня и камня, очевидно, разнилось. «У фигурок из известняка намеренно отбиты головы и ноги, повреждены грудь и живот», тогда как фигурки из бивня сохранились в неприкосновенности: их «хранили в специальных углублениях с другими значимыми для древнего человека предметами».
8. Венера Леспюгская - доисторическая 15-сантиметровая женская фигурка из слоновой кости, которая принадлежит к группе т. н. «палеолитических венер» и датируется граветтским периодом (26-24 тысяч лет до нашей эры).
Статуэтка была обнаружена в 1922 году в пещере Ридо близ деревни Леспюг (Lespugue) на склонах Пиренеев (французский департамент Гаронна Верхняя). При извлечении из земли получила повреждения. Экспонируется в парижском музее Человека.
«Венера из Леспюга» уникальна по нескольким причинам. Среди всех «палеолитических венер» (трактуемых традиционно как амулеты культа плодородия) здесь наиболее выражены вторичные половые признаки женщины, и в первую очередь гипертрофированные груди.
9. Венера Лоссельская - Венера Лоссельская, фр. Vénus de Laussel — одна из палеолитических венер граветтской культуры (около 20 000 лет назад, верхний палеолит). Представляет собой барельеф на блоке известняка, раскрашенный красной охрой. В правой руке обнажённая Венера держит предмет, напоминающий турий рог. Венеру Лоссельскую обнаружили в 1911 г. на раскопках у пос. Лоссель (Laussel) в коммуне Марке, департамент Дордонь, Франция.
9. Мальтинские венеры — условное название трёх десятков «палеолитических венер» из бивня мамонта, которые были обнаружены советскими археологами на стоянке Мальта в Иркутской области и датированы 21-19 тыс. до н.э. Высота колеблется от 3,7 см до 13,6 см. Хранятся в Государственном Эрмитаже. Эти фигурки были найдены гораздо восточнее, чем прочие «палеолитические венеры». До исследования сибирской стоянки подобные предметы находили исключительно в Европе. Несмотря на значительные вариации между собой и выделение двух основных типов (массивного и грацильного), в совокупности статуэтки сибирского палеолита заметно отличаются от европейских, которые передают обнажённое тело и не выделяют черты лица:
- Головки статуэток крупные и часто обладают схематически моделированным лицом. Орнамент на голове — попытка передать причёску. - Поверхность некоторых женских фигурок покрыта сплошным орнаментом в виде продольных насечек. По гипотезе А. П. Окладникова, так изображена обычная для сибирских народов меховая одежда. - Вторичные половые признаки выражены слабо, груди переданы неглубокой резной линией, некоторые статуэтки кажутся бесполыми.
Обычно статуэтки сужаются книзу, вероятно, для того, чтобы их можно было воткнуть в землю. Иногда в нижней части просверлены отверстия, что позволяло их подвешивать как амулет.
10. Венера Мораванская - палеолитическая венера из бивня мамонта, найденная в 1938 году в западной Словакии. Статуэтка была обнаружена словацким фермером Стефаном Гульман-Петричем у деревни Подковица недалеко от Мораваны-над-Вагом в конце 30-х годов XX века и во время Второй мировой войны попала в руки немецкого археолога Лотара Цоца, который отправил её на экспертизу Анри Брейлю в Париж. Лишь в 1967 году венера была возвращена обратно в Словакию.
По своим внешним характеристикам, временной соотнесенности (22-23 тыс. назад, граветтская культура) и условно малому расстоянию мест находок Мораванская венера близка экземплярам из Виллендорфа и Вестонице, обладающими также подчеркнутыми пышными формами тела.
11. Венера Невшательская - (также Венера из Монруца, фр. Vénus de Monruz) — палеолитическая венера, найденная в 1990 году в пригороде Монруц швейцарского Невшателя в ходе охранных раскопок на месте строительства шоссе A5. Статуэтка была создана около 12-13 тыс. лет назад и относится к культуре Мадлен. В качестве материала для изготовления древний скульптор использовал легко поддающийся обработке гагат.
Будучи сравнительно малой по размерам (1,8 см высотой), Невшательская венера абстрактно передает форму изогнутого женского тела с выступающими ягодицами. Возможно статуэтка использовалась в качестве подвески или амулета, о чем свидетельствует высверленное сквозное отверстие в её верхней части. Внешние характеристики, а также производственный материал, сближают данную находку с венерами из Петерсфельса, обнаруженными на расстоянии 130 км от Невшателя (юг Баден-Вюртемберга, Германия). В итоге, можно предположить, что они либо были созданы одним человеком, либо принадлежат единой региональной традиции изготовления подобных статуэток.
12. Венеры из Петерсфельса - (также Венеры из Энгена, нем. Venusfigurinen vom Petersfels) — статуэтки эпохи верхнего палеолита, найденные в южной Германии с 1928 по 1978 годы. В 1927 году неподалеку от Энгена в Баден-Вюртемберге немецкий исследователь Эдуард Петерс обнаружил палеолитическую стоянку древних охотников мадленской культуры, располагавшуюся вблизи скалы, впоследствии названной в честь ученого. В 1928—1933 годах под его руководством здесь были организованы масштабные раскопки. Дальнейшие исследования стоянки проводились уже в 70-х годах археологом Гердом Альбрехтом.
За годы раскопок Петерсфельса было найдено 16 палеолитических венер, 15 из которых были изготовлены из гагата, а одна из оленьего рога, и имеют размеры от 1 до 3,5 см в высоту.
13. Венера Савиньянская - - палеолитическая венера из серпентина, найденная в 1925 году в коммуне Савиньяно-суль-Панаро в Италии. Статуэтка была обнаружена в 1925 году в итальянской коммуне Савиньяно-суль-Панаро неподалеку от Модены местным жителем Олиндо Замбелли в ходе строительных работ на глубине около 1 метра. Жена посоветовала Замбелли выбросить бесполезный «камень», однако вместо этого фермер отнес находку художнику и скульптору Джузеппе Грациози, который выкупил венеру и передал её в Музей Пигорини.
14. Венера из Тан-Тана - антропоморфная кварцитовая фигурка длиной 58 мм, обнаруженная в 1999 году немецкой экспедицией в пойме реки Дра южнее марокканского города Тан-Тан. Согласно одной из гипотез, вместе с Венерой из Берехат Рама (известной с 1981 года) представляет собой древнейший (500—300 тыс. лет) образец «палеолитической венеры» и, таким образом, самый ранний известный науке памятник художественного творчества.Трактовка этой находки как исключительно антропоморфной, тем более как палеолитической Венеры, очень проблематична.
15. Венера из Холе-Фельс - («Венера Шельклингенская», «Венера Швабская»; нем. Venus vom Hohlen Fels, vom Hohle Fels; Venus von Schelklingen) — древнейшая из известных науке палеолитических венер, обнаруженная в 2008 году в пещере Холе-Фельс близ немецкого города Шельклингена. Возраст — в промежутке между 35 и 40 тысячами лет; принадлежит ориньякской культуре (начало верхнего палеолита), что, предположительно, является временем раннего присутствия кроманьонцев в Европе. Является древнейшим признанным произведением искусства верхнего палеолита и доисторического фигуративного искусства вообще.
16. Человеколев - (нем. Löwenmensch) — статуя существа с человеческим телом и львиной головой, найденная археологами в Германии. Сделанная из бивня мамонта, статуя считается одной из древнейших известных скульптур в мире и самой древней зооморфной скульптурой. Учёные полагают, что фигура возможно представляет собой божество и являлась предметом религиозного поклонения. После проведения радиоуглеродного анализа возраст человекольва был определён в 32 тысячи лет. Позднее была произведена новая датировка, в соответствии с которой возраст скульптуры составляет 40 тысяч лет.
Материал подготовлен
Ольгой Медведевой