Эммануил Сведенборг был создателем учения о мире духов
Этот человек оставил настолько значительный след в эзотерике, мистике, науке и литературе, что даже спустя почти триста лет интересен потомкам. Речь идет об Эммануиле Сведенборге.
Он родился 29 января 1688 г. в семье епископа и воспитывался в глубоко религиозных традициях. Уже в четырехлетнем возрасте он очень интересовался таинствами религии, ангелами и небесами.
В школе Упсалы он отличался прилежанием, усидчивостью, а также кротостью и сердечной добротой. В 1710 г., когда началась эпидемия чумы, он уехал из Швеции и провел четыре года в лучших университетах Англии, Франции, Голландии и Германии, посвящая свое время главным образом физике, математике, химии и другим естественным наукам, но нигде не упускал возможности углубленно изучать богословие.
В 1714 г. он вернулся в Упсалу и издал собрание своих стихов на латинском языке, заслуживших весьма лестные отзывы, а вскоре прославился и сочинениями по математике и физике.
На молодого ученого обратил внимание король Швеции Карл XII и в 1716 г. назначил его советником королевской горной коллегии. В 1718 г. при осаде Фридериксгалля Сведенборг блистательно доказал, что может на практике применять свое знание в механике, доставив две галеры, пять больших ботов и одну шлюпку сухим путем, через горы и долины - из Штремштадта в Идефиоль - на расстояние 2,5 шведские мили.
Он опубликовал множество научных работ, охватывающих необычайно широкий круг вопросов: грунты и грязи, стереометрия, отражение звука, алгебра и исчисления, доменные печи, астрономия, экономика, магнетизм и гидростатика.
Основал науку кристаллографию и впервые сформулировал небулярную космогоническую теорию (гипотеза о возникновении Солнечной системы из газового облака). На протяжении многих лет изучал анатомию и физиологию человека и был первым, кто открыл функцию желез внутренней секреции и мозжечка.
В совершенстве владея девятью языками, он был изобретателем и искусным мастером: делал микроскопы и телескопы, конструировал подводную лодку, воздушные насосы, музыкальные инструменты, планер и оборудование для шахт; принимал участие в проектировании крупнейшего в мире сухого дока; создал слуховую трубку, огнетушитель и сталепрокатный стан; изучал печатание и часовое дело, гравировку и мозаику и многое другое; ведущие ученые искали его дружбы и обращались к нему за советами. Он был избран членом большинства ученых обществ и академий наук, в том числе и Санкт- Петербургской, а в 1719 г. удостоился дворянского титула регулярно заседал в сейме.
К пятидесяти годам Сведенборг находился на вершине славы как гениальный ученый, внесший огромный вклад в науку Швеции. Он овладел всеми известными в его время естественными науками и был на пороге великого исследования: духовного мира человека.
Ученый начал с того, что сделал обзор всех современных ему знаний в области психологии, а впоследствии опубликовал его в нескольких томах.
Он стал записывать и толковать собственные сновидения; разработал технику задержки дыхания (наподобие йоговской) и концентрации внимания внутрь, что дало ему возможность наблюдать тонкие, образующие символы, процессы в мозге.
Постепенно, в определенных состояниях, он ощутил, что внутри него присутствуют другие сущности, и утверждал, что с апреля 1744 г. находится в постоянном контакте с миром духов.
В 1747 г. Сведенборг неожиданно попросил об отставке от всех должностей и посвятил свою жизнь предсказаниям и мистике. И тут биография блестящего ученого, о которой все досконально известно, закончилась, и началась другая, загадочная, вызывавшая много домыслов и споров. Начало первой биографии и конец второй известны, а о середине можно догадываться, знакомясь с его дневниками.
Дневники содержат подробнейшие описания его снов и внутренней жизни. Есть и описание ночного визита Христа, который повелел ему отрешиться от плотских грешных мыслей (Сведенборг не был женат, оставшись верен любви юности, и пустился во все тяжкие), от всех светских дел, чтобы посвятить себя исключительно духовным размышлениям.
"Впоследствии взор моего духа часто открывался, так что я среди дня мог видеть то, что происходит на том свете, и мог говорить с духами, как с людьми".
Сведенборг не переставал общаться с духами до конца своей жизни - до 1772 г. Он утверждал, что видел таких людей, которых не мог знать, например, Вергилия и Лютера.
По неоднократным и серьезным уверениям Сведенборга, его душа и духовное тело отрешились от естественной плоти, и в таком состоянии он посещал другие небесные тела и небо и там долго беседовал с духами, ангелами, Христом и даже с самим Всевышним. От них он получал наказ распространять в печатном виде результаты своих бесед и наблюдений в заоблачных сферах.
С того времени он издал много томов, в которых описывал свои странствия, наблюдения и беседы в мире духов. А основной смысл его книг состоит в следующем: будет новый Иерусалим, Спаситель создаст новую Церковь в духе и истине, т.к. старая Церковь в течение столетий пришла в упадок.
Он описывал "наблюдения" в мире духов: о состоянии души после смерти, образе жизни духов, об особенных отношениях духов между собой и т.д.; писал о небесных телах в топографическом, физическом и нравственном аспектах.
После 1743 г. у Сведенборга появился дар ясновидения, изумлявший всех еще больше, чем его прежние способности. Он стал видеть то, что случится в будущем, и то, что в данную минуту происходит в отдаленных местах.
Например, находясь в Гетеборге, он сообщил знакомым, что в Стокгольме начался пожар, который остановился за три строения до его дома.
Через два дня выяснилось, что все, что описал Сведенборг, точно так и происходило. Вдове голландского посла в Стокгольме Сведенборг рассказал, где именно хранится важный документ ее покойного мужа.
Очень любопытна история, связанная с королевой Швеции. Пригласив к себе Сведенборга, королева попросил его объяснить ей, почему ее брат, Вильгельм Прусский, к тому моменту уже умерший, не ответил в свое время на одно из ее важных писем.
Сведенборг, после "разговора" с покойным, через 24 часа дал ей объяснение, из которого она, к крайнему своему изумлению, поняла, что Сведенборгу известно содержание письма, которое знали только она и ее брат.
Существует также много рассказов о способности Сведенборга предвидеть будущее. Так, он предсказал день и час окончания одного морского путешествия.
Удивительным было то, что предсказанный им срок был короче того, который был реален для этого путешествия даже при благоприятных обстоятельствах.
Тем не менее корабль пришел в порт согласно предсказанию Сведенборга. Предсказывал он также и даты смерти, причем удивительно точно.
Сведенборг является создателем учения о мире духов, т.е. состояниях душ умерших, которые они проходят после смерти, чтобы подготовиться или для неба, или для ада.
"Мир духов есть не небо и не ад, а среднее место и среднее состояние между небом и адом, - писал Сведенборг в одной из своих книг, изданной в Лондоне в 1753 г., - туда прежде всего приходит человек после своей смерти, и по отбытии там некоторого срока, сообразно со своей жизнью на свете, или возносится на небо, или низвергается в ад...
Продолжительность пребывания в этом мире не определена; некоторые только входят в него, чтобы немедленно быть или вознесенными на небо, или низвергнутыми в ад; другие остаются здесь в течение нескольких недель, иные же - в течение многих лет, но не свыше тридцати".
Сведенборг учит, что изначально не было ни ангелов, ни дьяволов: все они - бывшие люди.
"В христианском мире совсем не ведают о том, что небо и ад населены человеческим родом; думают, будто ангелы созданы с самого начала, и таким образом возникло небо, а также будто дьявол или сатана был светлым ангелом, но впоследствии за непокорность был низвергнут вместе со своей свитой, через что и возник ад. Ангелы сильно удивляются тому, что в христианском мире существует такое верование". Поэтому-то, писал Сведенборг, они хотят, чтобы он рассказал, как все устроено на самом деле.
Каким образом духи разговаривают с людьми? Сведенборг писал: "Беседа ангелов и духов с человеком слышна так же явственно, как и беседа человека с человеком, но из присутствующих ее не слышит никто, кроме лишь того, с кем идет разговор.
Причина этого в том, что речь ангела или душа сначала достигает мыслей человека, а отсюда уже по внутреннему пути доходит до его органа слуха, так что этот последний приводится в движение изнутри...
Но в настоящее время редко кому дано говорить с духами, т.к. это опасно: в таком случае духи узнают, что они находятся при человеке, чего они иначе не знают: между тем природа злых духов такова, что они питают смертельную ненависть против человека и ничего так не ищут, как того, чтобы погубить как его душу, так и тело".
Учение Сведенборга в середине XIX в. послужило основой для спиритизма. Его книга: "De Caelo et Ejus Mirabilibus et de inferno. Ex Auditis et Visis" (Лондон, 1758), переведенная на различные европейские языки, принималась спиритами как руководство для проведения спиритических сеансов и как свидетельство человека, способного проникать в таинственный мир духов, наблюдать их жизнь, и как некая совершенная научная теория, объяснение простому смертному того, чего ему не дано понять.
Сведенборга или принимали на ура (например, на основе его учения создали особую религию - "Церковь Нового Иерусалима"), или жутко критиковали. В 1766 г. Иммануил Кант написал статью о Сведенборге, в которой прямо объявил его помешанным.
Но что за человек сам Иммануил Кант? Стефан Цвейг дал Канту убийственную характеристику, заставляющую не принимать всерьез то, что он сказал о Сведенборге: "...Непредубежденный взор должен наконец увидеть роковые последствия этого вторжения догматического умствования в область поэзии. Кант, по моему глубочайшему убеждению, связал по рукам и ногам чистое творчество классической эпохи, подавил его конструктивным мастерством своего мышления и, толкнув художников на путь эстетического критицизма, нанес неизмеримый ущерб радостно-чувственному приятию мира, свободному полету воображения.
Он надолго подавлял чистую поэзию в каждом поэте, подчинявшемся его влиянию, да и как мог этот мозг в человеческом образе, этот воплощенный рассудок, этот гигантский глетчер мысли оплодотворить фауну и флору воображения? Как мог этот самый безжизненный человек, обезличивший и превративший себя в автомат мысли, человек, никогда не прикасавшийся к женщине, ни разу не выезжавший за черту своего провинциального города... как могла, спрашивается, эта стерильная натура, этот лишенный всякой спонтанности, в застывшую систему превратившийся ум (гениальность которого заключается именно в этой фанатической конструктивности) когда-либо оплодотворить поэта, насквозь чувственное существо, черпающее вдохновение в святых причудах случая, непреходящей страстью гонимое в область бессознательного?.."
Холодный рассудок Канта не в состоянии был понимать поэзию, так же, как и Сведенборга - поэта, одаренного богатейшим воображением, у которого все, что он создал во вторую половину жизни, шло от чувства, от сердца, от бессознательного...
По материалам В. Астаховой и Н.Непомнящего
|