Сегодня о ниндзя известно столько невероятного, что назрел вопрос что из рассказов о них правда, а что — фантазии? Во все века нин-дзюцу (искусство ниндзя) было, прежде всего, ремеслом наемных убийц и шпионов. Ясно, что в современном обществе место настоящего ниндзя — либо в спецслужбах, либо за решеткой. Если нин-дзюцу предлагается публике, то скорее всего мы имеем дело с игрой в ниндзя, коммерческим проектом или одиозной сектой. В Санкт-Петербурге известным примером такой секты в 1997 году стало «Общество горных монахов ниндзя», приобретшее такую популярность, что его реклама — изображение людей в черных масках и с экзотическим оружием — висела почти на каждом столбе. Остановить их удалось лишь при участии ФСБ.
Коль скоро нин-дзюцу сегодня себя несколько скомпрометировало, не будем его здесь описывать. А вот взглянуть в прошлые века и разобраться в паранормальных способностях настоящих ниндзя — это любопытно.
Само клановое ремесло возникло в Китае в 1460-1500 годах, во времена династии Мин, когда императоры стали тайно нанимать убийц для устранения своих родственников-конкурентов и соседних князей, чтобы самим не нести за это ответственности и не начинать открытую войну. Появился спрос — возникло и предложение: тоталитарная империя не только допустила образование одного-другого тайного ордена убийц, но и была их заказчиком.
Как многое из китайского наследия, это ремесло пришло в Японию и именно здесь в эпоху междоусобных войн XVI века достигло подъема. Рукопашные приемы, необычное оружие и хитроумные шпионские приспособления заимствовались с континента и изобретались, и критерием была практика. Так и колдовские методы ниндзя получили начало в континентальном буддизме и даосизме, но, будучи отделены от высоких философий, фактически выродились в черную магию. Единственной философией ниндзя стало терпение на пути к результату, что означает иероглиф «нин».
К ХVII веку сформировались семейные кланы ниндзя. В связи с мрачной репутацией они стали изгоями общества и были вынуждены селиться отдельно — землями ниндзя стали провинции Ига и Кога. Знания, необходимые для колдовства, им удалось почерпнуть у странствующих горных монахов ямабуси, разработавших особую разновидность йоги. Она была настолько углублена в мистику и непонятна обществу, что монахов-ямабуси часто считали сумасшедшими. Однако ниндзя во всем умели видеть практическое зерно.
Из того, что досталось от ямабуси, наиболее известны «волшебные сложения пальцев» — кэцу-ин. Они перекликаются с буддийскими «мудрами» — жестами, работающими на уровне биополя. В восточных храмах часто можно найти статую Будды, сопровождающего дзэн-медитацию этими простыми жестами. Но монахи-ямабуси развили сложения пальцев почти до уровня точной науки, которая могла быть и оружием, и лечением: с помощью пальцевых сложений формировался контур, подобный радиопередающему, и нужные сигналы транслировались в мозг противника, чтобы подавить его волю и координацию, вызвать спазмы и тому подобное. Другие сложения применялись для оздоровления и придания себе боевого настроя. Были разработаны специальные последовательности жестов, и в том числе знаменитая «Защита девяти сложений», которая через ниндзя дошла до нашего времени. Особенно практика сложения пальцев стала известна после того, как в 1973 году пожилой токиец Масааки Хацуми объявил себя тридцать четвертым патриархом нин-дзюцу стиля тогакурэ-рю и стал обучать всех желающих. Я не~ знаю, насколько специальные сложения пальцев дают преимущество в рукопашном бою или дистанционном поединке. Но в длительных пеших путешествиях я неоднократно применял «девять сложений» для снятия усталости, и должен признать — это работает. Так что, возможно, и все остальное не лишено смысла.
Далее в списке таинственного идут знаменитые исчезновения ниндзя после метания себе под ноги специальной бомбочки. Конечно, никакого исчезновения человеческого тела не происходит. Но прием остроумный — противнику дают пару секунд сосредоточить зрение на упавшей бомбочке, затем следует вспышка, — и у него в глазах остается пятно-блик, на секунды снижающее остроту зрения. Именно это позволяло ниндзя незаметно улизнуть в дыму.
Еще одно оружие — гипноз. Этой техникой славился средневековый клан Накагава-рю из города Накагава. Тут действительно можно по ряду признаков распознать серьезные наработки. Методы были почти те же, что в современной гипнологии: вращение зонтика или шляпы со спиралевидным узором, внезапный показ особых изображений (янтр) на одежде, произнесение звуков особым тоном — все это способствовало погружению противника в транс. Конечно, вряд ли можно было совсем подавить волю самурая или полицейского, но такие трюки вполне были способны нарушить координацию врага, что и решало исход конфликта.
В средневековой Японии население верило в мифы, и ниндзя использовали это, распуская слухи о том, что являются непревзойденными колдунами, могут вызвать нечистую силу и дьявольское пламя, а то и превращаться в чертей. Это срабатывало: стоило в опасной ситуации внезапно надеть на себя маску черта и факирским трюком исторгнуть изо рта пламя, и противник в ужасе бежал.
Верхом колдовских способностей считалось умение дзенинов — вождей кланов ниндзя — предвидеть будущие события, причем без каких-либо расчетов или гадальных атрибутов, а только с помощью интуитивного видения. Хотя такие способности приписывались почти каждому дзенину, история Японии подтверждает, что настоящим предсказателем был лишь один из них; Хаттори Хандзо, глава клана Ига-гуми, действительно предвидел ход сражений в войнах эпохи Токугава (1515-1590 гг.). Других ясновидящих среди ниндзя не зафиксировано. Очевидно, в большинстве случаев это были заведомо распускаемые слухи, призванные поднять авторитет «воинов ночи».
А вот предчувствие опасности — вполне реальное умение, которому ниндзя специально обучались. Но нельзя считать это их исключительным достижением — такое качество само собой развито и у животных, и у многих людей, особенно у тех, кому доводилось бывать в опасных ситуациях.
Слухами можно считать и владение ниндзя акупунктурными техниками — якобы они могли повалить противника, лишь слегка касаясь особых точек на его теле. Тут забывается, что тело противника как правило было защищено самурайскими или солдатскими доспехами, да и распознание таких точек требовало бы годов специального обучения. Поэтому ниндзя, желая быстрых результатов, классифицировали не энергетические, а болевые точки, не попадающие под доспехи, и не для касаний, а для нанесения ударов. Так что и здесь нет никакого чуда.
Поведем итог: в нин-дзюцу мало сверхъестественного. Но в отличие от других боевых искусств оно было, прежде всего, бизнесом, где мистический ореол — проверенная веками рекламная стратегия. Сегодня это перенято и продолжается кинокомпаниями, производителями комиксов и организаторами различных школ. Как раньше, так и теперь колдовство ниндзя действует, но прежде всего на кошелек.
|