60 процентов жителей Великобритании одобряют вариант военных действий против Аргентины
Флаг Аргентины
На просторах Южной Америки есть много территорий, которые являются «яблоками раздора» между государствами. Одно из них — спор между Аргентиной и Великобританией из-за Мальвинских (в английской версии Фолклендских) островов. Этим летом вялотекущий конфликт, оказывающий влияние на президентскую предвыборную кампанию в Аргентине, обострился. В июле 2015 года, аргентинская газета «Diario popular» опубликовала сенсационные результаты опроса, проведенного сетью «Sky News» в Великобритании: 60% британцев поддерживают свое правительство в отпоре притязаний Аргентины на Мальвинские острова и считают допустимым, что вопрос может быть решен и военным путем.
Почти одновременно последовало заявление посла Аргентины в Лондоне Алисии Кастро. Она, в частности, сказала: «Однажды Аргентина защитит свой суверенитет в отношении Мальвинских остров, и я горжусь тем, что представляю в Великобритании страну, которая в состоянии дать Родину валлийцам (галлам), 150 лет назад прибывшим из Ливерпуля (а так же из США и Канады) в Чубут», сообщает газета «La Nacion». (Отметим, что Чубут — это провинция в южной части Аргентины). Далее. Алисия Кастро отметила, что 150 лет назад Аргентина оказалась единственной страной, где валлийцы смогли бы сохранить свою идентичность, обычаи и язык. Она также сказала, что валлийцы, которые до сих пор говорят на родном языке — это идеальный пример, разрушающий пропагандистские мифы о враждебном отношении аргентинцев к англичанам.
Этот территориальный спор длится не одно столетие и имеет свою историю. Причем у каждой из сторон история своя. Учебники по истории в Аргентине утверждают, что в 1522 году острова открыл участник испанской кругосветной экспедиции Магеллана Эстебан Гомес и называют их Мальвинскими островами. Кроме того, карта Аргентины изображает острова. как продолжение континентального шельфа, и это единое целое принадлежит Аргентине. Великобритания утверждает, что первооткрывателем был английский корсар Джон Дейвис, и произошло это в 1592 году.
В те далекие времена испанцы и англичане не слишком упорствовали в своих притязаниях, ведь кроме льдов на этих островах не было ничего. Но с течением времени ситуация менялась. В современном мире географическое положение островов на подступах к Магелланову проливу и проливу Дрейка стало определяющим стратегическим фактором. Это контроль над морскими путями, которые связывают Атлантический и Тихий океаны. Далее, это владение островами позволяет Великобритании осуществлять постоянное военное присутствие в Южной Атлантике. Практически. в суверенных водах Аргентины находятся английская военная база и база снабжения и обеспечения морских судов. Ещё, это близость к Антарктиде, что позволяет осуществлять территориальные притязания на неё. Никто ведь до сих пор от этих притязаний не отказался, хотя они и заморожены соглашением от 1959 года. И последнее, это биоресурсы моря и значительные месторождения полезных ископаемых, обнаруженные в районе островов. Например, запасы нефти оцениваются специалистами порядка 60-ти миллиардов баррелей, а природного газа — порядка 9 триллионов кубометров.
Так с февраля 2010 нефтяные компании из Великобритании приступили к разведке и добыче нефти с помощью плавучей буровой платформы Ocean Guardian, которая находится в 100 км к северу от островов. Этот факт вызвал протест со стороны правительства Аргентины и введения экономических санкций в отношении Великобритании. Обращение президента Аргентины Кристины Фернандес де Киршнер с жалобой в МЕРКОСУР в декабре 2014 года привело к принятию санкций и запрету на вход в порты стран членов организации МЕРКОСУР судов под флагом Фолклендских (Мальвинских) островов.
Далее, Аргентина в июне 2015 года открыла судебные процессы против английских и американских компаний, которые тем или иным образом связаны с добычей нефти в районе островов, предъявиви претензии на сумму 156 миллионов долларов и заявила о наложении эмбарго на имущество и счета этих компаний, сообщает газета «La Nacion». Были возбуждены уголовные дела о незаконной добыче полезных ископаемых Аргентины против транснациональных компаний: Falkand Oil and Gas Limited (FOGL), Edison International SPA, Noble Energy Inc. y su filial Noble Energy Falkland Limited, Premier Oil plc y Rockhopper Exploration plc.
В свою очередь 19 января 2015 года премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон обвинил Аргентину в колониальном отношении к Фолклендским (Мальвинским) островам. Затем правительство Кэмерона одобрило срочный план корректировки военной доктрины Великобритании. В настоящее время на островах находится британская военная база, свыше тысячи военнослужащих, станция современного радарного слежения, развернуты силы ПВО и современные истребители Typhoon. В море у Фолклендских (Мальвинских) островов постоянно несут дежурство несколько боевых кораблей и. по информации аргентинской газеты «Clarin», — одна атомная подводная лодка.
Однако Великобритания сегодня ослаблена экономическими проблемами, в том числе огромным государственным долгом порядка 1 триллиона фунтов стерлингов, что составляет 64,2% от ВВП страны. Правительство вынужденно сокращать бюджетные расходы, в том числе, и оборонные программы. Например, были списаны 72 истребителя Harrier, которые могли бы быть использованы для обороны островов. В декабре 2010 был выставлен на аукцион авианосец «Инвинсибл», его купила турецкая компания. Были выведены в резерв или утилизированы: авианосец «Арк Ройял», истребители Tornado F3, самолеты-разведчики Nimrod, 3000 единиц бронетехники. В 2014 году был продан авианосц «Илластриз», заявлено о начале утилизации 17-ти атомных подводных лодок. Таким образом, Великобритания подходит к 2016 году без авианесущих кораблей. Но в 2016 и 2018 она планирует принять на вооружение «Куин Элизабет» и «Принс оф Уэльс», сообщает аргентинское агентство Taringa.
Аргентина, заявляя об угрозе ее суверенитету, планирует ежегодно увеличивать расходы на оборону более чем на миллиард долларов, и в 2016 ее расходы превысят 9 миллиардов долларов США, пишет газета «La Nacion».
Со времён Уго Чавеса, заявившего, что в случае конфликта за острова аргентинцы не останутся в одиночестве («Королева Англии, я обращаюсь к вам! Время империй прошло, вы не заметили? Верните Мальвины аргентинскому народу. На этот раз вам их не отстоять. Мы легко можем потопить британский флот с помощью российского и иранского оружия, купленного Венесуэлой»). Болива́рианская Республика под руководством президента Николоса Мадуро остается стойким приверженцем возвращения Мальвинских островов Аргентине. Кристина Фернандес де Киршнер, в свою очередь, заявила, что «возвращение Мальвинского архипелага — национальная задача» — пишет газета «Clarin».
В этом вопросе ее поддерживают профсоюзы и часть промышленной буржуазии, но резко негативно относятся к этой идее правые, опирающиеся, прежде всего, на агропромышленный комплекс. Правые считают, что раздувание образа внешнего врага — это способ решения внутриполитических проблем. как для Аргентины, так и для Великобритании. С этим согласуется и заявление вице-президента Аргентины Амадо Буду: «нагнетание напряженности вокруг архипелага имеет отношение к вопросам внутренней политики Великобритании — от высокой безработицы до вопроса сепаратизма Шотландии».
С другой стороны, для Аргентины это вопрос политической борьбы за «завершение процесса деколонизации со справедливым решением этого вопроса», отмечает газета «La Nacion». К тому же, какая страна согласится иметь у себя под боком натовские базы, которые являются частью военно-политического давления на страны южноамериканского континента. Также неплохим подспорьем для экономики Аргентины могла бы стать разработка месторождений континентального шельфа в районе Мальвинских островов и позволила бы стране не только удовлетворить свои внутренние потребности, но и через несколько лет стать возможным экспортером этих полезных ископаемых.
Аргентину в ее притязаниях на острова поддерживают большинство стран региона, о чем свидетельствует резолюция Сообщества государств Латинской Америки и Карибского бассейна (CELAC) за декабрь 2014 года. А также страны — члены МЕРКОСУР — не только Аргентина, но и Бразилия и Уругвай, — запретили вход в свои порты кораблям, с флагом Мальвинских островов или кораблям, зарегистрированным на Мальвинских островах.
Судя по заявлениям властей, Аргентина не собирается отступать, как, впрочем, и Великобритания. Если этот спор не будет урегулирован политическим путем, то вполне вероятен силовой сценарий развития событий, на что указывают данные июльского опроса «Sky News». Но все, же аргентинское общество пока настроено не так воинственно как британское. И это, вкупе с заявлениями официального Буэнос-Айреса о приверженности разрешения спора путём переговоров, вселяет надежду, что новой войны за Мальвинские (Фолклендские) острова удастся избежать. Аргентина уже создает для этого Международно-правовую базу, в том числе ряд обращений Аргентины в ООН оформлены в виде девяти резолюций Генеральной Ассамблеи ООН о деколонизации. Также заявление МИД Аргентины по поводу появления в атлантических водах нового британского военного корабля: «отвергаем британскую попытку милитаризовать конфликт, по которому ООН уже неоднократно принимала решения и указывала, что обе страны должны разрешить его на двусторонних переговорах».
Решение этого вопроса политическими или экономическими рычагами всё же приоритетно для Аргентины. Сейчас она находится в более выигрышной ситуации, чем, если ей придется быть втянутой в новый военный конфликт за острова, ведь тогда на помощь Великобритании могут прийти США и НАТО, у которых огромный опыт и перевес в военном отношении. Поэтому можно предположить, что военное противостояние всё же может начать Великобритания. Ведь именно Британия отказывается от обсуждения вопроса Мальвинских (Фолклендских) островов на переговорах и именно британская «Дейли телеграф» пишет: «британские ракеты в состоянии уничтожить все военные самолеты Южной Америки, причем еще до того, как те взлетят со своих баз».
Нагнетание военного конфликта по поводу этих островов выгодно и США. Это еще один возможный плацдарм приложения военной силы. К тому же уже ясно, что Венесуэла тоже будет втянута в эту войну, а. возможно. и Куба, которая является последовательным сторонником как Венесуэлы, так и Аргентины. Как заявил Рауль Кастро: «Латиноамериканское общество может разделиться в этом случае на два фронта: тех, кто связаны с США (Мексика, Колумбия) и тех, кто уже поддержал Аргентину (Венесуэла, Куба), возможно, Бразилия и Чили». Недавно, Рауль Кастро, президент Республики Куба сказал, что «во всех странах латиноамериканского региона, кроме Кубы, у США есть так называемая пятая колонна. Что десятки лет военные этих стран обучались на военных базах принадлежащих США. Главной задачей США является кризис внутри стран и устранение неугодных правительств».
Будет ли новая война за острова, покажет время, а предпосылки для ее начала уже созданы. А пока на этих островах в Южной Атлантике, которые могут стать взрывоопасной точкой конфликта, разводят овец и охотятся на китов и живут люди, которые не хотят быть аргентинцами, причисляя себя к британской нации. В свою очередь, аргентинцы мирные люди, которые знали лишь одну войну 1982 за Мальвинские (Фолклендские) острова, длилась она два месяца и закончилась полным поражением Аргентины. Аргентинцы не были готовы морально к той войне. Как впрочем, и сейчас.
Президент Аргентины Кристина Ферандес де Киршнер делает все, чтобы заручиться поддержкой в этом вопросе как можно большего числа стран и международных организаций. Так она заручилась поддержкой Себастьяна Пеньеро, в бытность его президентом Чили, что эта страна не будет предоставлять свои военные базы Великобритании, как это было в 1982 году. Также президент Аргентины нашла полное взаимопонимание по вопросу островов в Москве, где она договорилась о сотрудничестве в военной сфере.
Таким образом правительство Аргентины формирует свой «бронепоезд и ставит его на запасные пути» ради мира в Южной Атлантике.
Буэнос-Айрес
|