Примечание: Комментарии вовсе не претендуют на неоспоримость и непогрешимость. Тем более, что конспекты составлялись в разное время, в зависимости от которого неизбежно менялось и восприятие их автора...
Души умерших по пути в загробный мир должны были пройти мост Чинвад. На этом мосту находился бог Митра со своими двумя братьями и вершил суд, кого пропустить, а кого сбросить в пропасть. Он взвешивал на весах справедливости не только все поступки человека, но и все его помыслы. Верующие в Митру видели его посредником между Мудрым Господом и Злым духом. Вечно юный Митра охранял человечество от зла и делал все для торжества добра. Он обладал благой мыслью, благим словом и благим делом. Митра охранял мораль и всеобщий порядок, был главным помощником Мудрого Господа. Поэтому и мораль в митраизме такая же, что и в зороастризме.
Богу Митре молились от зари до полудня. Ему посвящали шестнадцатый день каждого месяца. В его честь и в честь Солнца в этот день пели гимны.
Священнодействия в честь бога Митры чаще всего совершались в пещерах и подземельях. Алтари устраивались в скалах. Их называли "скалистыми Митрами". В такие скалистые помещения вела лестница в семь ступеней Число семь во всех религиях Древнего Востока было магическим.
Rem: Довольно странное решение для почитания солнечного бога... Ведь Солнце лучше наблюдать с возвышения на открытом месте, а не под землей... На основе же какой логики было принято столь странное решение ???
Во время весеннего равноденствия Митру оплакивали как покойника. Его изваяние ночью клали в каменный гроб. А утром вынимали и пели прославляющие его гимны.
Rem: Откуда такие подробности, и в чем связь смерти с весенним равноденствием ?..
...в честь Митры верующие ели хлеб и пили вино и сладкое питье. В христианстве обряд причащения также связан с хлебом и вином (тело и кровь Христова). Более того, в митраизме существовало и крещение. В процессе крещения с человека снимались грехи. Человек при этом соединялся с богом Митрой. Во время этой церемонии в жертву Митре приносили хлеб. Руки и язык того, кого крестили, намазывали медом. Это делалось для того, чтобы в сознание и тело человека не могли проникнуть грехи.
Многие идеи и обряды в митраизме очень похожи на христианские. Христианский учитель Тартуллиан вполне правомочно находил в обрядах митраизма сходство с христианскими таинствами. Собственно, и идеи митраизма были близки идеям Христа.
Rem: В чем вообще психологический смысл (якобы) необходимости религии и ее столь важного места в жизни общества ??? Ведь на протяжении всей истории человечества постоянно существовали общества, в которых вовсе не обязательно была нужна единая религия и находилось значительное количество атеистов... Веру в духов здесь вполне можно причислять к атеизму (а не к религии, как это принято делать), поскольку это принципиально разные существа - дух и бог: происхождение духа земное, а богов небесное !!!
Митраисты, как и христиане, считали себя братьями. Они обращались друг к другу со словами "возлюбленный брат". Так же поступали и "братья во Христе".
Rem: Это всего лишь служит более тесному сближению единоверцев, подчеркивая их "родство"...
Христиане, как и митраисты, праздновали воскресенье (а не субботу, как евреи). Рождение Христа и Митры праздновалось в один день - 25 декабря.
Проповедником Света был великий учитель Древнего Востока Ману. Он родился в аристократической семье в III веке н.э. Его мать принадлежала к царствовавшему в то время в Вавилонии парфянскому роду. Родной город пророка Ктесифон был для него тем же, что и Галилея для Христа.
Когда [Ману] исполнилось четыре года, отец забрал его к себе в [религиозную] общину. Так началось религиозное обучение Ману. Но у Ману было свое призвание. Уже в 12 лет его стали посещать яркие видения, во время которых он беседовал с божественным посланником. Этого посланника мальчик называл "близнецом" или "двойником". Божественный посланник сказал мальчику, что ему следует оставить общину, поскольку ему поручается особая миссия: он должен принести людям весть об освобождении. Но выйти из общины ему предписывалось в будущем, а пока мальчик должен был набираться знаний и опыта. Так прошло еще двенадцать лет. В день рождения, когда Ману исполнилось 24 года, божественный посланец объявил Ману, что он должен самостоятельно начать проповедовать Благовестия истины.
Rem: Это несмотря на Христа... Но к этому времени христианство "провалилось" на Востоке и сместилось в район Европы...
Высшим богом в учении Ману является Отец Света или Отец Величия. Он является Правителем Царства Света. Он воплощает в себе добро и благодать и проявляется в четырех божественных формах. Это Божество, Свет, Сила (Могущество) и Мудрость. Отец Света наделен умом, знанием, рассудком, мыслью и осмотрительностью, поэтому мудро правит миром. Конкретизируются, проявляются Божественные черты в двенадцати благодатных качествах или добродетелях. Это верховная власть, мудрость, победа, примирение, чистота, истина, вера, долготерпение, прямота, благодеяние, справедливость, свет.
В борьбе Света с Тьмой до Ману участвовал Иисус Христос. Затем эту борьбу продолжил Ману. Человек нуждается в спасении, поскольку его душа заперта в оковах плоти. Если человек принимает учение Ману, он становится сыном, прямым наследником Бога-Отца. Человек забыл о своем божественном происхождении, о своей миссии спасти мир от Тьмы. Но человек может осознать свое падение и вернуться в Царство Света.
Rem: Если человек и имел часть божественного происхождения, то ему слишком долго указывали на его отличие от богов и на невозможность им достичь божественных сфер и равенства с богами...
Ману знал, что он следующий после Христа Спасителя, и проповедовал каждый день. Всю свою жизнь он странствовал. Своим ученикам он посылал многочисленные письма, которые составили величайшие святыни манихейства.
Очень прогрессивным и даже современным в манихейском учении было то, что оно признавало, что каждый пророк (независимо от верований) нес истину людям. Это и Христос, и Будда, и Лао-дзы и другие. Ману считал, что для человечества должна быть единая религия.
Rem: Просто Ману провалился в сравнении с Мухаммедом, который придерживался того же принципа...
На идею Ману работало и географическое положение Персии, которая была государством, срединным между Римом и Китаем.
Rem: Интересна общая единая линия развития не только в целом религий, но и отдельных взглядов пророков, которые (взгляды), с одной стороны, не являлись жизненно необходимыми для людей, а с другой - явно показывали общую тенденцию... При этом стремление пророков выдерживать эту тенденцию не самых важных положений религий способно удивить - зачем ?..
Манихейство преследовали везде, и в Риме, и в Китае, и на родине. Но вопреки гонениям учение не сдавалось.
Ману... был не только блестящим оратором и тонким психологом. От него исходила могучая благая энергия. Утверждают, что тот, кто постоял рядом с Ману час или два, многие месяцы после этого чувствовал прилив сил, радость и умиротворение. Недаром Ману еще при жизни стал широко известным во многих странах.
Rem: Христа не признают (как и пророков его прихода до него), Ману тоже... И все равно в регионе, не признающем обоих появляется третий (Мухаммед), причем каждый последующий как бы учитывает ошибки и недоработки предыдущих, постепенно переходя от чистой теории через духовную практику к практике светской с силовыми методами насаждения религии...
Rem: По устоявшемуся мнению, единобожие внедрялось в жизнь потому, что было выгодно для централизации управления общественной жизнью, что использовалось правящими кругами в целях укрепления своей власти... Однако, как показывает реальная история развития событий в первой половине нашего тысячелетия (и гораздо более) именно правящие круги преследовали пророков, сопротивляясь распространению их учений... Потребовались целый столетия, чтобы монотеистические религии перешли в разряд государственных... Теория явно не состыкуется с практикой... В действительности, монотеизм переходил в разряд государственных религий лишь тогда, когда уже имел весьма серьезные корни в обществе (вопреки всем стараниям правящих кругов, которые лишь вынуждены были смириться с его распространением) - когда ты не можешь что-то устранить, выгоднее это возглавить... И не надо здесь опираться на более поздние исторические периоды, поскольку ко времени, например, внедрения христианства на Руси, уже имелся многовековой опыт других стран, учитывая который и осуществлялось внедрение единой религии сверху...
...все божества [славян] участвуют в борьбе главного бога Перуна со Змеем. Перун ведет борьбу или со Змеем, или со Змеиным царем...
...древние народы, не потерявшие связи с природой, внешним миром, видели во всем жизнь, разум, божественное начало.
Rem: Не надо путать "естественное одухотворение" окружающего мира (признающее существование духовного мира наряду с материальным - точнее - их неразрывное единство) со взглядами на некое "божественное" происхождение, "божественное начало"... Здесь должна быть проведена очень четкая и серьезная грань, определяемая тем, что "божественное" в современном (да и более давнем) понимании однозначно (!!!) связано с чем-то выходящим за рамки естественного окружающего мира !!! Именно такое разделение способно все поставить на свое место и выделить в мифологии и религиях отдельный разряд явлений, которые при таком взгляде теряют свое "естественное происхождение"...