Четверг, 09.05.2024, 12:25

Главная » 2015 » Март » 3 » Ученые: люди обмениваются химическими сигналами при рукопожатиях
Ученые: люди обмениваются химическими сигналами при рукопожатиях
Израильские ученые выяснили, что рукопожатия и поцелуи рук играют не только важную социальную, но и биологическую роль — при их помощи люди обмениваются социальными сигналами, которые передаются в виде букета из различных феромонов и сигнальных молекул.
Ученый пожимает руку добровольцу в стерильной перчатке во время эксперимента
© Фото: Frumin et al
Рукопожатия являются не только психологическим жестом доброжелательности и готовности к диалогу, но и служат важным фактором в невербальном общении между людьми, так как во время них наши организмы обмениваются химическими сигналами, заявляют ученые в статье, опубликованной в журнале eLife.
"Все мы хорошо знаем, что наши тела вырабатывают целый букет ароматов и феромонов, которые влияют на поведение и восприятие нас другими людьми, однако, в отличие от других млекопитающих, мы не вдыхаем и не оцениваем их открыто и демонстративно. Наше исследование показало, что рукопожатия могут быть способом для незаметного поиска и обмена химическими сигналами", — заявил Ноам Собель (Noam Sobel) из Института наук Вейцмана в Реховоте (Израиль).
Собель и его коллеги пришли к такому выводу в ходе любопытного эксперимента, в котором приняло участие около трех сотен добровольцев, приходивших на "собеседование" к ученым. Когда к ним приходил каждый доброволец, то ученые или здоровались с ним или с ней за руку, или просто приветствовали их, после чего уходили на несколько минут "по делам".
В это время за поведением ожидающих добровольцев следил целый набор скрытых камер и специальный компьютерный алгоритм, отслеживавший характер движения рук подопечных Собеля. Одновременно с этим за дыханием участников эксперимента следил специальный прибор, вставленный в их нос перед началом "собеседования".
Данный простой прием раскрыл массу любопытных и крайне не очевидных деталей о природе рукопожатий и о том, как ведут себя руки человека. Во-первых, группа Собеля выяснила, что человек практически постоянно нюхает свои собственные руки — как показывают записи скрытых камер, руки добровольцев находятся около рта примерно 22% времени.
Во-вторых, каждое рукопожатие сопровождалось тем, что человек неосознанно переносил свою руку к лицу и начинал усиленно вдыхать воздух, что свидетельствует о том, что рукопожатия могут играть большую роль в переносе и чтении химических сигналов.
Для проверки этой гипотезы ученые провели еще один эксперимент – они надели стерильные перчатки, поздоровались с несколькими добровольцами, после чего проанализировали химический состав веществ, "прилипших" к латексу.
Оказалось, что каждое рукопожатие сопровождалось выделением множества молекул пальмитиновой кислоты и сквалена — феромонов, которые активно используются собаками, крысами и другими животными для общения. Данный факт, как считают Собель и его коллеги, доказывает, что рукопожатия и поцелуи рук имеют не только важную психологическую роль, но и незаметным для нас образом помогают нам общаться "химически".

РИА Новости http://ria.ru/science/20150303/1050639998.html#ixzz3TJy8S5l1