Четверг, 09.05.2024, 09:36

Главная » 2015 » Октябрь » 25 » МАСШТАБНОЕ ИЗВЕРЖЕНИЕ ИНДОНЕЗИЙСКОГО ВУЛКАНА РИНДЖАНИ. ГОД БЕЗ ЛЕТА В ЕВРОПЕ ( 1258 ГОД)

На протяжении многих месяцев на территории Европы шел дождь. Зима не заканчивалась, жатва ни происходила, люди голодали. Только теперь исследователи обнаружили причину странного климата 1258 года: разрушительное извержение вулкана.

Это был год без лета. Средневековые хроники рассказывают о необычно мягкой зиме с 1257 на 1258 год, после которой началось такое холодное лето, что пропал весь урожай. Ученые уже раньше считали, что климатические изменения могло повлечь извержения вулкана. Но где же произошло стихийное бедствие — было неизвестно. Французские ученые разгадали загадку: в середине 13-го века на индонезийском острове Ломбок произошло гигантское извержение вулкана Ринджани — одно из крупнейших вулканических явлений с конца ледникового периода.

Первые следы лавы исследователи заметили еще в начале 80-х гг. в ледяных кернах. Как годовые кольца деревьев, так и структура льда дает информацию о климате прошлого. «На протяжении трех десятилетий гляциологам, вулканологам и климатологам так и не удалось идентифицировать вулкан-виновник», — говорит Франк Лавин и его коллеги из Университета Пантеон-Сорбонна в Париже. Было много подозреваемых: например, Эль-Чичон в Мексике, Фентале в Эфиопии и Килота в Эквадоре.

Все имеющиеся факты однако четко указывали на вулкан Самалас, соседа и поныне активного Ринджани на острове Ломбок, — пишут ученые в журнале «Proceedings of the National Academy of Sciences». На основе ледовых слоев в ледяных кернах они определили, что извержения происходили примерно в 1258 году. На необычное климатическое событие указывают также средневековые хроники и археологические находки. В частности, в хрониках упоминают о том, что в течение этого периода нередко происходили лунные затмения. С середины февраля до середины июля дул северный ветер, в течении месяцев шел дождь, который затопил поля. Как результат — неурожаи и эпидемии.

Ранее уже предполагали, что разрушительное извержение могло произойти в тропическом поясе Земли. Но никакого указания о таком событии у научного сообщества не было — до сих пор: в написанных на пальмовых листьях Хрониках Ломбока («Бабад Ломбок») обнаружил Лавин с коллегами не только информацию об извержении в северной части острова, но и о появлении озера в кратере вулкана — 800 метров глубины и несколько километров ширины.

Комплексные исследования с места и в лаборатории вместе с современными отчетами образовали целостную картину. Таким образом ученые и вышли на доказательства извержения вулкана Самалас, что за несколько дней высвободило 40 кубических километров породы. Потоки раскаленного воздуха и золы прокатились через остров. Мощные слои пепла на стволах и ветвях деревьев остановили их рост — об этом свидетельствует радиоуглеродное датирование обугленной древесины. Также микроскопические фрагменты вулканического стекла и ледяных кернов на Ломбоке практически идентичны.

Но французские исследователи предполагают, что с извержением Самаласа может быть связана еще одна тайна. Как и Везувий 79 года уничтожил Помпеи, так и Самалас, согласно пальмовыми хроникам, уничтожил Паматан — столицу древнего королевства Ломбока. «Мы считаем возможным, что этот древний город похоронено где-то на острове под слоями вулканического материала. В случае его открытия, Паматан мог бы стать Помпеями Дальнего Востока», — пишут ученые.

Помпеи в достаточной мере сохранились после извержения Везувия. Более 1,5 тысячи лет они были погребены под слоем вулканического пепла и лавы до 25 футов. После открытия остатков города в XVIII в., город стал центральным объектом археологии и изучение античного мира.

1816-й также вошел в историю как год без лета. В то время произошло извержение вулкана Тамбора на севере индонезийского острова Сумбабва. Оно высвободило около 150 кубических километров пепла. В течение трех дней вокруг него царила темнота. Завесой пыли распространилась она по всему миру, на восточном побережье США проявилась в июньских снегопадах.

На фото кальдера вулкана Ринджани