Борис Саводян

Таджикистан перенимает эстафету в ОДКБ

Учения спецслужб наркополиции стран Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ) пройдут в Таджикистане в конце мая, заявил во вторник директор Агентства по контролю за наркотиками Таджикистана Рустам Назарзода. ОДКБ была создана на основе Договора о коллективной безопасности, подписанного 15 мая 1992 года странами — членами СНГ. Участниками этой организации являются Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан. В этом году эстафету в ОДКБ на 2015 год приняла Республика Таджикистан. Хотя руководство этой страны проводит многовекторный внешнеполитический курс, Россия остаётся для Душанбе основным партнером по широкому спектру взаимодействия. Это обусловлено как историческими связями — почти весь XX век мы жили в едином государстве, — так и во многом сугубо прагматическими соображениями — совместной заинтересованностью в сотрудничестве в вопросах обеспечения безопасности, противодействия современным вызовам и угрозам, в том числе исходящим с афганской территории, а также тесными экономическими связями, массовой трудовой миграцией в Россию и рядом других. Как представляется, это основные аргументы в пользу сохранения для Таджикистана приоритетности российского вектора и тесного взаимодействия с Россией в рамках ОДКБ

Усилия Таджикистана в рамках этой организации нацелены на создание эффективных механизмов противодействия угрозам современного мира, таким как распространение терроризма, пропаганда экстремизма и насилия, злоумышленное использование интернета для радикализации настроений, вербовка сторонников и т. д. Среди реальных вызовов необходимо отметить угрозы, исходящие от «Исламского государства Ирака и Леванта» (ИГИЛ). По некоторым данным, в её рядах сегодня воюют 1,5 тыс. граждан США, 900 французских, 400 германских и более 1,5 тыс. граждан Великобритании. Национальный антитеррористический комитет России располагает информацией о том, что в Ираке на стороне ИГИЛ воюют около 2 тыс. граждан России. Думается, что не меньше там и граждан других постсоветских государств. К этому следует присовокупить хорошо налаженный процесс обучения этих лиц террористической науке в специальных лагерях на территории Афганистана и Пакистана.

Цифры удручают, если учесть, что эти тщательно подготовленные и фанатично настроенные боевики вернутся домой на хорошо «удобренную» почву и начнут свою подрывную деятельность против России и стран ОДКБ. База для их активности в лице таких известных экстремистских организаций, как «Исламская партия Туркестана» (бывшее Исламское движение Узбекистана), «Хизб-ут Тахрир», «Таблиги Джамаат», «Ансаруллох», «Жамагат Ансаруддин», «Жайшуль Махди», существует. Их ячейки, по данным генерального секретаря ОДКБ Николая Бордюжи, подпольно действуют практически во всех государствах Средней Азии, ряде регионов России. Деятельность хорошо скоординирована и щедро финансируется с территории Афганистана, Пакистана и ряда стран Персидского залива. Цель такой деятельности заключается в расшатывании государственных механизмов, ослаблении исторических и культурных связей и традиций, на которых основывается единство ОДКБ. Оставлять эту крайне опасную проблему без внимания и оперативного решения ни в коей мере нельзя, в противном случае целые регионы могут быть ввергнуты в кровавый хаос. С учетом этого в ОДКБ развернута предметная работа по налаживанию четкого взаимодействия государств в сфере борьбы с сепаратизмом и терроризмом, начиная с усиления пограничной безопасности, создания соответствующих координационных механизмов и до подготовки кадров и оснащения национальных структур необходимыми вооружением и специальной техникой.

Вычленять угрозы, исходящие лишь с территории Афганистана, было бы неверно. Ведь боевик, где бы он ни был подготовлен, где бы ни прошел школу террористической деятельности в рядах ИГИЛ, является собственно боевиком, вооруженным одной идеей, преследующим общую цель, пользующимся одинаковыми способами и средствами ее достижения. Вместе с тем Афганистан — это не только база для подготовки и распространения экстремистских идей и боевиков. Это, прежде всего, нескончаемый поток наркотиков на территорию государств — членов ОДКБ, и далее в Европу. Наркопроблемой ОДКБ занимаемся весьма плотно. Прежде всего совместными усилиями осуществляется мониторинг обстановки на возможных направлениях афганского наркотрафика, предпринимаются практические меры по перекрытию трансграничных каналов проникновения зелья на территорию государств ОДКБ, налаживается взаимодействие с властями Афганистана, предпринимаются коллективные усилия по усилению охраны таджикско-афганской границы.

Николай Бордюжа констатирует, что в северо-восточных провинциях Афганистана, а именно в Бадахшане, Тахаре, Кундузе и Баглане, наблюдается серьезная концентрация талибов и других террористических групп, что создает реальные предпосылки перетока этих незаконных формирований на сопредельную территорию. В этой связи продолжение выполнения обязательств, взятых на себя международным сообществом в отношении Афганистана, является ключевым фактором в сохранении и приумножении относительных результатов в социальной, политической и экономической сферах, достигнутых в этой стране за последние несколько лет. Отдельного упоминания заслуживает угроза наркотрафика, которая оказывает значительное влияние на принятие мер по обеспечению безопасности в зоне ответственности ОДКБ. За последние годы практически во всех странах региона наблюдается рост числа наркозависимых, что связано с «заразной» сущностью этой чумы современности. Не стоит забывать, что в настоящее время наркотики — это оружие избирательного действия, которое может разрушать изнутри целые страны. На современном этапе международные наркосиндикаты осваивают всё новые и новые территории для расширения рынка сбыта и получения сверхприбыли от торговли наркотиками, являющейся одним из основных источников финансирования терроризма. Незаконный оборот наркотиков, являясь катализатором развития конфликтогенных ситуаций в Среднеазиатском регионе, представляет собой финансовый стержень деятельности международного терроризма и экстремизма.

Наиболее успешным проектом ОДКБ в этом направлении, по всеобщему признанию государств-членов, можно считать оперативно-профилактическую операцию «Канал» по перехвату афганского наркотрафика. На протяжении более десятка лет проведения операция доказала свою высокую продуктивность по выявлению и нейтрализации каналов потока наркотиков, обнаружению и нейтрализации структур наркобизнеса. Особенно важным моментом является накопленный за эти годы уникальный опыт взаимодействия, который охватывает не только правоохранительный аспект, но и включает в себя целый комплекс направлений аналитического, логистического и профилактического характера, которые, в свою очередь, помогают соответствующим органам государств-членов более эффективно работать на национальном уровне, а также позволяют им наладить взаимодействие с соответствующими структурами других стран, не входящих в ОДКБ.

Сегодня мировые процессы наглядно демонстрируют существование тонкой грани, отделяющей стабильность и мир от войны и хаоса. Принимая во внимание данное обстоятельство, военный компонент ОДБК играет ключевую роль в функционировании этой организации. Данный компонент включает в себя сформированные на широкой коалиционной основе Коллективные силы оперативного реагирования (КСОР) и Миротворческие силы в Таджикистане, а также региональные группировки сил и средств коллективной безопасности, в том числе и Коллективные силы быстрого развертывания в Центрально-Азиатском регионе (КСБР ЦАР). Перечисленные группировки — это структурные элементы Коллективных сил (Войск) ОДКБ. Их статус различается функциональным предназначением и готовностью к применению. Миротворческие силы в составе более 3,5 тыс. военнослужащих уже сформированы и совершенствуют свою выучку в ходе плановой боевой подготовки. Предназначение миротворческих сил — участие, в случае возникновения необходимости, в операциях по поддержанию мира в зоне ответственности ОДКБ, либо за ее пределами — по мандату Совета Безопасности ООН.

Коллективные авиационные силы, которые планируется использовать в качестве средства обеспечения мобильности Войск ОДКБ, находятся в стадии формирования. Силы спецопераций — необходимый элемент Коллективных сил, имеющий предназначение обеспечить деятельность Коллективных сил в условиях современной войны, при нынешнем уровне развития вооруженных сил, военных и информационных технологий.

По словам Н. Бордюжи, ОДКБ не создана для жандармских функций и насаждения того или иного режима, который нравился бы всем остальным. Проблема в другом: после событий на Севере Африки на уровне экспертов и руководителей обсуждается вопрос о возможности реального использования потенциала ОДКБ в случае, если в государстве будет настолько дестабилизирована обстановка, что органы государственной власти не смогут своими возможностями, своим влиянием защищать своих граждан. Речь идет об обеспечении правопорядка и безопасности в государстве, когда правоохранительные структуры не смогут выполнять свои функции. В уставе организации есть положения о том, что ОДКБ может использовать свой потенциал, если совершена внешняя агрессия, если есть угроза безопасности и стабильности в государстве. Но при этом должны быть выполнены два обязательные требования: первое,- обращение законно избранных властей в Совет коллективной безопасности с просьбой оказать помощь, нет, не ввести войска, а оказать помощь. И второе — это консенсус в принятии решения оказать такую помощь. При этом всё сводится не к войскам и к силовому потенциалу. Есть огромный спектр возможностей, которые можно использовать. Это посредническая роль ОДКБ, миротворчество, политическое влияние, оказание помощи правоохранительным органам для восстановления своей дееспособности, как это было, например, в Киргизии. Это организация соответствующей работы на границе, не вмешиваясь в ситуацию внутри страны, чтобы, к примеру, предотвратить поставки оружия, переброску через границу боевиков, проведение дезинформационных операций по отношению к местному населению и многие другие вещи. То есть есть достаточно большой набор специальных возможностей, которые позволят восстановить стабильность в государстве. О вторжении, вмешательстве во внутренние дела речи не идет. В ОДКБ исходят из того, что легитимно избранная власть в странах-участницах — это незыблемая для организации вещь, потому что представители этой власти, высшее должностное лицо в любом государстве является членом Совета коллективной безопасности и участвует в принятии решений.

Борис Саводян — эксперт по Афганистану и Ирану (Москва), специально для ИА REGNUM