В дальний космос без топлива: двигатель на микроволнах

Реактивные двигатели имеют свои ограничения. С их помощью можно добраться лишь до ближайших планет Солнечной системы – Марса, Венеры, и то крайне медленно, но о достижении других систем даже в пределах нашей Галактики речи не идет. Тому причиной и бешеное количество топлива, необходимое для маневрирования, и износ, и сложность управления. Впрочем, есть другой путь. Очень спорный. Очень подозрительный. Но... вдруг?
В дальний космос без топлива: двигатель на микроволнах

Новость, всколыхнувшая научную общественность, прозвучала в конце июля 2014 года. Как утверждали многочисленные таблоиды, NASA одобрило и по итогам испытаний признало работающим двигатель, который совсем не использовал топлива и создавал тягу за счет генерируемых магнетроном микроволн.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Тут же посыпались опровержения и пояснения. Споры о странном силовом агрегате не утихают до сих пор и, видимо, не утихнут до создания полностью рабочей модели или до появления доказательств того, что устройство является мошенничеством. Так или иначе, налицо два факта: нет, специалисты NASA не объявили «волновой» двигатель работающим и не подтвердили, что с его помощью человечество полетит в дальний космос; да, специалисты NASA протестировали устройство и назначили даты новых испытаний. Значит, есть о чем поговорить.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Двигатель на микроволнах

Двигатель EmDrive британский инженер Роджер Шоуэр задумал еще в начале 2000-х годов и создал под его разработку небольшую компанию. Первое явление странного аппарата миру произошло шестью годами позже.

EmDrive представляет собой конусообразный резонатор, на более узком конце которого установлен мощный магнетрон — электронная лампа, генерирующая микроволны. Когда магнетрон работает, микроволны, отражаясь от тщательно рассчитанной формы резонатора, усиливаются от одного конца устройства к другому. По утверждению создателя, благодаря этому возникает едва заметный дисбаланс давлений, который и создает тягу — пусть крошечную, но зато не требующую огромного количества топлива и совершенно безотходную. Иначе концепт называется «резонансным двигателем» (а не «релятивистским», конечно, как не слишком метко обозвала его пресса).

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Электромагнитный двигатель Шоуэра
Электромагнитный двигатель Шоуэра

А вот дальше начинается фантастика. Шоуэр утверждает, что благодаря непосредственному преобразованию электричества в тягу не происходит потери момента импульса, каковая неизбежно имела бы место при наличии промежуточных звеньев. И при этом двигатель будто бы не нарушает законов Ньютона. Звучит странно. Вообще-то любые электромагнитные волны имеют момент, и построить на этом принципе ракету можно, только вот сделано это задолго до Шоуэра, и эффективность такой системы практически равна нулю.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Волны Шоуэра заперты внутри резонатора — как он может передавать энергию внешнему устройству? Представьте себе радиоуправляемый вертолетик, к которому прикреплена коробка. Он взлетит и поднимет коробку. А теперь закрепите его внутри коробки, запустите и закройте крышку. Никакого полета не будет. Или другой вариант: представьте, что вы толкаете автомобиль, сидя внутри. Примерно так выглядит идея Шоуэра. Но британский департамент торговли и промышленности выделил инженеру грант, а NASA провела испытания как EmDrive Шоуэра, так и аналогичной системы, разработанной американским инженером Гвидо Феттой. Происходит что-то странное, но что?

Русская «Гравицапа»

Попытки построить движитель без расходования рабочего тела, то есть, по сути, без топлива, предпринимались и раньше. Известной псевдонаучной историей было создание и испытание четыре года назад устройства, прозванного в научных кругах «гравицапой», а полуофициально называвшегося гравитационным двигателем. Инициатором его создания стал физик Спартак Поляков, а разработчиком — заместитель генерального директора ГКЦ имени М.В. Хруничева Валерий Меньшиков.
В прессе в связи с появлением «гравицапы» поднялся значительный шум, а Меньшиков получил средства не только на разработку бестопливного движителя (о принципе работы которого не распространялся вообще), но и на испытательный запуск его в космос. Испытания состоялись на борту спутника «Юбилейный» в 2010 году — планировалось включить «гравицапу» суммарно на 207 секунд и отклонить спутник на 1 км. Но результат, как и следовало ожидать, оказался отрицательным. Комиссия РАН по борьбе с лженаукой по итогам испытаний добилась остановки финансирования псевдонаучного проекта, и о «гравицапе» с тех пор ничего не слышно.

Подозрительные испытания

Первая «ласточка», обозначившая научный интерес к EmDrive, пролетела в 2012 году, когда китайская команда, заинтересовавшаяся разработкой Шоуэра, построила собственный двигатель по такому же принципу и объявила, что в ходе испытаний получена тяга порядка 72 г. Этого, к слову, достаточно, чтобы приводить в движение небольшой испытательный спутник.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Параллельно аналогичное устройство представил американский разработчик Гвидо Фетта. Но после тестирования обеих систем специалисты NASA во главе с Гарольдом Уайтом выпустили официальный документ — тот самый, что поверг мировую общественность в шок. Озаглавлен он так: «Аномальное создание тяги с помощью опытного резонансного устройства». Да, в заголовке действительно есть слово «аномальный». Испытания показали следующие результаты: для CannaeDrive при частоте микроволн примерно 935 МГц была получена тяга около 30−50 мН (3−5 г), а для EmDrive при частоте 1933 МГц и напряжении 17 В тяга составила 91 мН. Испытания заняли восемь дней, шесть из них ушли на настройку и проверку оборудования, а два — непосредственно на замеры. Прибором для измерения послужил крутильный маятник, точнейшее из возможных устройств для подобных исследований, а проводили замеры в вакуумной камере, в которой обычно рассчитывают тягу ионных двигателей. Теоретическая мощность космического двигателя, основанного на этой технологии, может составлять до 0,4 Н на 1 кВт. Это позволяет в будущем построить корабль для полета на Марс — при наличии 2-мегаваттного реактора двигатель может создавать тягу в 800 Н, приводя в движение 90-тонный космический корабль, причем вся миссия с учетом 70-дневного пребывания на Красной планете займет всего восемь месяцев. Будущее уже здесь? Видимо, пока нет.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Здоровый скептицизм

Что же смущает скептиков в этих исследованиях? Во-первых, подозрительное научное обоснование. Трудно поверить, но и Шоуэр, и китайская группа, и лаборатория NASA объясняют наличие тяги совершенно по-разному! Причем ни одно объяснение толком не соотносится с современной наукой.

Варп-двигатели
widget-interest

Одно из основных направлений деятельности лаборатории Eagleworks — исследование возможности создания варп-двигателей. Варп-двигатель — это гипотетическое устройство, которое, основываясь на искривлениях пространства-времени, способно перемещать космический корабль со скоростью, превышающей световую. Наиболее известен эксперимент лаборатории с интерферометром Уайта-Джудея. В ходе эксперимента сравниваются фазы двух лазерных лучей, один из которых прямой, а второй теоретически проходит через область искривления пространства, созданную тороидальным устройством разработки того же Уайта. Правда, к варп-двигателям лаборатория пока не приблизилась ни на шаг.

Да, с теорией плоховато. Но ведь результаты, показанные на серьезных тестах, казалось бы, налицо. Дело в том, что тут тоже не все просто. Говорить об «одобрении NASA» в полной мере нельзя, потому что в этой организации 18 000 сотрудников и сотни подразделений. Испытания же проводило подразделение Eagleworks Labs, состоящее из пяти человек и специализирующееся на нестандартных движителях, — то есть эта лаборатория в разное время испытывала даже вечные двигатели! Да и руководитель лаборатории Уайт известен своими неортодоксальными научными идеями и стремлением совершить прорыв в физике любой ценой. Поэтому корректной, а не «желтой» формулировкой была бы следующая: «Экспериментальная лаборатория провела предварительные исследования резонансного двигателя». Не более того.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Во-вторых, смущает и то, что даже в отчете NASA многовато белых пятен. Из отчета не очень понятно, какая часть исследований проводилась в вакууме, а какая — в атмосфере. Есть также и странные пассажи, например такой: «Тяга наблюдалась с обеих сторон устройства, в том числе и с той, где мы не ожидали ее зафиксировать». Это означает, что двигатель работает при правильной установке и... при неправильной тоже. А если его вверх ногами перевернуть, он тоже будет работать?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Наконец, исследователи совершенно серьезно применяют термин «реактивная передача импульса через квантовый вакуум виртуальной плазмы», который не соотносится с современной физикой никоим образом. Потому что никакого «квантового вакуума виртуальной плазмы» не существует. В американских научных кругах применение такой терминологии называют эффектом «Стартрека», вспоминая легендарный научно-фантастический сериал «Звездный путь», сценарий которого пестрил псевдонаучными объяснениями различных технологий.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Борьба с лженаукой

От других подозрительных или откровенно псевдонаучных проектов и EmDrive Шоуэра, и CannaeDrive Фетты отличает одно: принцип работы озвучен, чертежи открыты, и любая лаборатория в мире может при желании построить аналог и испытать его (как и поступили китайцы). Зачем трем независимым и достаточно авторитетным группам исследователей в разное время объявлять об успехе проекта, если этот проект мошеннический?

На самом деле в современной теоретической физике множество белых пятен, и ученые этого не скрывают. Мы не знаем очень многого, в том числе связанного и с фундаментальными, основополагающими законами. Проблема в том, что «закрытие» этих пятен маленькими частными лабораториями маловероятно, зато информационная шумиха вокруг их работ может помешать более надежным научным изысканиям. Впрочем, наиболее вероятное объяснение полученных NASA результатов — это ошибка при исследованиях. Крутильный маятник — сверхчувствительный прибор, и он мог зафиксировать тягу, возникающую, например, при термальном расширении или сжатии устройства.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Работа продолжается

В EmDrive слишком много неясного, чтобы списывать этот двигатель со счетов. Исследователи пока не смогли доказать ни его несостоятельности, ни его работоспособности. Истина, как говорится, где-то рядом.

В 2015—2017 годах проводятся независимые тесты системы в одном из крупнейших исследовательских центров NASA, кливлендском Glenn Research Center. Там систему будут испытывать по схожей с Eagleworks Labs методике. Затем последуют испытания в лаборатории реактивного движения NASA близ Лос-Анджелеса. Наконец, в очередь на исследование встала еще одна группа независимых экспертов — лаборатория прикладной физики Университета Джонса Хопкинса (Балтимор), причем они будут использовать не крутильный маятник, а крутильные весы Кавендиша, то есть другой прибор.

Все это говорит о том, что уже к концу следующего года мы будем точно знать, является ли идея Шоуэра космическим прорывом или очередным псевдонаучным безумием. Мы искренне болеем за первое. Но счет, кажется, в пользу второго.

Олег Ходяшов
Олег Ходяшов 09 Июля 2018, 09:22
Излучателей нужно как минимум два.И исключить большую стенку конуса У становить вместо неё массивную мишень
Сиров Игорь
Сиров Игорь 21 Мая 2018, 21:49
Ведь нужна приодалеть притежение защет магнитной силы и сделать ие панарастающей ведь чем больше планета тем больше сила
AND.rew
AND.rew 06 Июня 2017, 00:01
В чём проублем (?) – реактор собрать на орбите. Вывести по частям малогабаритными ракетами, запускаемыми с высотных платформ. Или опять же у нас, слава богу (или хвала аллаху) есть астероидный пояс – думается, там любых ресурсов предостаточно буит для развёртывания альтернативного "плацдарма".
azim
azim 15 Марта 2015, 22:03
Смешно.. В течении года снимать 3 МВт со спутника массой 1 кг? Для солнечных батарей на орбите Земли удельная мощность в лучшем случае 50 Вт/кг, так что для поддержания 3 МВт понадобится 60 тонн батарей. Но всё это бесполезно, поскольку с удалением от звезды мощность будет квадратично падать. Если брать радиоизотопные источники, то они на порядок тяжелее, т.е речь о сотнях тонн. Лучше всего использовать ядерный реактор, но и он для 3 МВт несколько тонн будет весить.
AND.rew
AND.rew 06 Июня 2017, 00:02
таки оно существует ))) ?
Андрей Руденко
Андрей Руденко 12 Сентября 2017, 10:16
Так скажите им, а им просто не зватает обычного магнита
musinoff.igor
musinoff.igor 15 Февраля 2015, 18:02
по моим рассчетам тоже получается 1г тяга если у нас есть 3 МВт магнетрон и все излучение идет в противоположную сторону и 100% кпд. Если мы имеем спутник массой 1 кг , то в космосе он за год разгонится до скорости 3*10^4 м/с (без учета релятивизма и внешних сил). В этом есть какой-то смысл , при условии что вывод на орбиту производится за счет топлива , а потом уже "доразгоняется" с помощью реактивной тяги электромагнитного излучения. Вопрос лишь в том на сколько хватит аккумулятора который должен будет поддерживать магнитное поле в магнетроне... (Схемка в статье ошибочна , вот если излучению не будет мешать крышка на дне, и оно будет вылетать в пространство, как газы из ракеты , то движение будет).
Jeth
Jeth 14 Февраля 2015, 22:02
Лично я не особо разбираюсь в том, что в космосе лучше использовать, но, ответьте-ка мне на один вопрос: какая возможная скорость летательного аппарата с таким двигателем?
niki
niki 11 Февраля 2015, 12:02
инфо: магнетрон может излучать не в штатном режиме ,срок службы не 100 час - а года (при минимуме потребления энергии - проверено на практике)
Евгений j7
Евгений j7 04 Февраля 2015, 15:02
"Двигатель без топлива" )) Энергию на генерацию микроволн все равно надо брать откуда-то. Просто не будет расходоваться вещество, как это происходит в обычных реактивных двигателях
GRIGORIY
GRIGORIY 01 Февраля 2015, 16:02
Kircho , вы просто не въехали в суть проблемы, не хочу вас обижать, но вы безграмотны!! И где по вашему в космосе брать эти лучи, где и фотонов то мало!! Вы еще напишите, покрыть корабль дерьмом, что бы отпугивать нечистую силу!! Или вы прикалываетесь..??
Kircho
Kircho 01 Февраля 2015, 04:02
Бред! Двигатель нужно создавать на Фотонной тяге. Тем и хорош фотонный двигатель, что может работать в пустоте как парус. Используя любые лучи. И перерабатывая энергоноситель, преобразовать в энергию полностью, не выбрасывая в виде материи, работая квантовыми свойствами, частей двойственности. А корабль должен быть покрыт кварковым покрытием 3х уровневой оболочкой от взаимодействия ударов инородных тел иастероидов
Игорь Егоров
Игорь Егоров 18 Ноября 2014, 21:11
Нет там ничего и близко похожего на солнечный парус. Вы, похоже, совершенно не поняли, о чём здесь.
Игорь Егоров
Игорь Егоров 18 Ноября 2014, 21:11
Третий закон Ньютона выполняется всегда и везде. Мнимое его невыполнение возникает из-за предельно упрощённого рассмотрения контура в школьной программе.
Игорь Егоров
Игорь Егоров 18 Ноября 2014, 21:11
> "Если бы в конце 20-го века кто-то сказал, что в космосе полно воды ( на Луне, например)" Во-первых, на Луне воды весьма мало. Во-вторых, в конце 20-го века было хорошо известно, что молекула воды - одна из самых распространённых во Вселенной.
darkfire
darkfire 17 Ноября 2014, 18:11
Все объекты, кроме черных дыр, наверное, излучают тепло, так что тепло будет рассеиваться по космосу, если бы этого не было, все планеты давно бы стали шарами плазмы ведь они постоянно нагреваются :)
darkfire
darkfire 17 Ноября 2014, 17:11
Принцип солнечного паруса, но зачем-то такой огород нагородили? Наверно чтоб круто выглядело, так что не знаю насколько это эффективно с микроволнами. Все же в космосе нет трения, а лишь столкновения с другими объектами и притяжение звезд и планет, так что даже самая маленкая тяга в конечном итоге может разогнать аппапарат до околосветовой скорости. Автору стоило бы уточнить, что речь идет о традиционном топливе. Для генерации тяги нужна энергия, так что там будут мощные ядерные батарейки которые и будут расходоватся.
Petruchio
Petruchio 15 Ноября 2014, 09:11
Уважаемые Господа! Если кто знаком со школьной физикой, то известно, что третий закон Ньютона (действие равно противодействию) не выполняется для отдельных элементов замкнутого токового контура! Если учесть, что скорость электромагнитной волны конечна, то возможна такая ситуация, что в результате временного разделения взаимодействующих элементов внутренней поверхности проводящего конуса и возникнет не скомпенсированный импульс! Кроме того, если представить проводящий конус как конический волновод, то согласно технической электродинамики групповая скорость электромагнитной волны в сторону расширения конуса будет больше чем в обратную, значит, при установлении режима стоячей волны, может осуществляться несимметричность переноса импульса, что вероятно и повлечет тягу.
Ne On
Ne On 12 Ноября 2014, 10:11
Чего поливать грязью то, чего мы не знаем? Если бы в конце 20-го века кто-то сказал, что в космосе полно воды ( на Луне, например), то его смешали бы с дерьмом. Причём, процесс "смешивания" возглавил бы "цвет научного мира". Пусть изобретают как можно больше. Шелуха отсеется, а зерно останется. И прорастёт, дав урожай.
Игорь Егоров
Игорь Егоров 12 Ноября 2014, 00:11
На излучении электромагнитных волн заметную тягу не получить. Чтобы тяга составила 1 гс (грамм-сила) или 0,01 Н, потребуется мощность в 3 МВт. И это - в идеальном варианте 100% преобразования электроэнергии в излучение и абсолютной однонаправленности излучения.
starikov.dmitriy
starikov.dmitriy 11 Ноября 2014, 22:11
Интересная идея. Типа может в этом двигателе возникают вихревые токи от внутреннего излучения, и эти токи создают излучение (и тягу) вовне. Впринципе это и объясняет почему нельзя определить точно направление тяги при каждом эксперименте. Правда какую тягу даст этот прообраз фотонного двигателя. 5 грамм... Хм.
const000
const000 11 Ноября 2014, 13:11
Мне кажется, что Вы объяснили принцип появления тяги - микроволновое излучение. Этакое световое давление наоборот. Интересно, к каким последствиям это приведет при длительной работе незаземленного образца? И куда в космосе девать тепло, получаемое при производстве электроэнергии для излучения тоже нетривиальная задачка )))