Колёсная бронетехника времен Второй мировой. Часть 5. Французский бронеавтомобиль Panhard 178/AMD 35

22
AMD 35 (Automitrailleuse de Découverte modèle 1935) — французский разведывательный бронеавтомобиль образца 1935 года, машина также довольно широко известна под проектным обозначением Panhard 178. Бронеавтомобиль был создан в 1931-1933 годах специалистами компании «Панар» по заказу, поступившему от французской кавалерии. Изначально создавался на роль разведывательной боевой машины для кавалерийских подразделений. Серийно выпускался во Франции с 1937 года до момента капитуляции страны в 1940 году, всего было собрано 527 бронеавтомобилей данного типа. На момент начала Второй мировой войны бронеавтомобиль AMD 35 был самым современным бронеавтомобилем французской армии, он принимал активное участие в отражении германской агрессии.

В 1931 году командованием французской кавалерии, которая являлась отдельным родом войск, был объявлен конкурс на создание колесного разведывательного бронеавтомобиля. Технические требования к новой бронемашине были сформулированы 22 декабря 1931 года, затем изменены 18 ноября 1932 года и в окончательном виде одобрены только 9 декабря 1932 года. Согласно техническим требованиям это должна была быть колесная бронемашины с четырьмя ведущими колесами, массой около 4 тонн, запасом хода не менее 400 километров и максимальной скоростью хода — 70 км/ч, крейсерская скорость — 40 км/ч, радиус поворота — 12 метров, вооружение должно было быть представлено 20-мм пушкой и одним 7,5-мм пулеметом.



В конкурсе на создание бронеавтомобиля для французской кавалерии приняли участие компании: «Berliet», «Latil», «Panhard» и, по одним данным «Peugeot», по другим — «Renault». Чертежный вариант бронеавтомобиля компании «Panhard», созданный инженером Луи Делагардом, был полностью готов в сентябре 1933 года (конструкторское обозначение бронемашины — «voiture spéciale 178»), он опирался на опыт создания бронеавтомобиля AM 175. Тогда же компании удалось заключить контракт на строительство опытного образца своей боевой машины.


Прототип бронеавтомобиля был полностью готов уже в октябре 1933 года. С 9 января по 2 февраля 1934 года данный экземпляр проходил испытания перед французской приемной комиссией. Относительно определенных в техническом задании требований прототип, представленный компанией Panhard, оказался тяжелее, шире и выше, однако все остальные важные показатели были соблюдены их даже удалось превзойти, главным образом это касалось поведению бронеавтомобиля при движении по пересеченной местности. Помимо этого военными отмечалась хорошая управляемость машины, благодаря наличию колес большого диаметра, а также надежная подвеска.

В ходе испытаний бронеавтомобиль Panhard прошел 1001 километр по дорогам и 100 километров по пересеченной местности. Испытателям удалось достичь максимальной скорости 68,5 км/ч, а также средней скорости хода — 43,5 км/ч. Приемная комиссия констатировала, что бронеавтомобиль обладает хорошей подвеской и сохраняет устойчивость на больших скоростях движения, обладает хорошей проходимостью по пересеченной местности и в состоянии преодолевать броды глубиной до 0,6 метра. 15 февраля 1934 года комиссия своим решением рекомендовала принять бронеавтомобиль Panhard 178 на вооружение французской армии с рядом оговорок по доработке отдельных узлов и агрегатов. Осенью того же года после прохождения испытаний в Версале и участия в кавалерийских маневрах в Реймсе бронемашина была принята на вооружение под обозначением AMD Panhard образца 1935 года или сокращено AMD 35. Первая партия из 30 бронеавтомобилей была готова уже осенью 1934 года, в дальнейшем серийное производство данных боевых машин продолжалось до июня 1940 года, то есть до момента капитуляции Франции.

Прототип бронеавтомобиля имел классическую компоновку, при которой механик-водитель располагался впереди и следил за дорогой через смотровую щель. За отделением управления располагалось боевое отделение с башней, которая была разработана мастерской Винсенской фабрики. В башне были установлены два пулемета калибра 13,7-мм и 7,5-мм. Кормовая часть боевого автомобиля была разделена на 4 части. В центре находился радиатор с вентилятором, сзади два бензобака емкостью 118 и 23 литра, они находились один за другим. Перед радиатором располагались двигатель (с правой стороны) и второе место мехвода (с левой стороны). В качестве силовой установки использовался карбюраторный 4-цилиндровый двигатель жидкостного охлаждения «Panhard» ISK 4FII bis. Этот 6,3-литровый двигатель выдавал мощность 105 л.с. при 2000 оборотах в минуту. Глушитель, который был закреплен вертикально и скрыт броней, немного выступал с правой стороны бронеавтомобиля. Для посадки и высадки экипажа использовались две двери, расположенные в центральной части корпуса — впереди (справа) и сзади (слева).


Бронеавтомобиль имел колесную формулу 4х4. Колесный движитель состоял из 4-х колес с пневматическими шинами, все они были ведущими. Особенностью бронемашины было то, что она могла двигаться вперед и назад с одинаковой скоростью, в состав экипажа входило два мехвода. Плавность хода обеспечивало наличие гидравлических амортизаторов и полуэллиптических листовых рессор. Для того чтобы машине было легче преодолевать склоны, прототип Panhard 178 получил две небольших гусеницы длиной 0,9 метра каждая, которые конструкторы разместили под днищем корпуса.

Осенью 1934 года прототип модернизировали, и в обновленном виде он был принят на вооружение, а затем запущен в серийное производство. Стоит отметить, что серийные бронеавтомобили существенно отличались от прототипа. Их корпуса стали длиннее и уже, были переконструированы люки механиков-водителей. Глушитель был вынесен наружу из броневого корпуса, решетка моторного отделения была усовершенствована, гусеницы под днищем корпуса убрали. Также на корпусе бронемашины появились ящики, предназначенные для ЗИП и инструментов.

Самым главным отличием стало появление новой башни больших размеров и нового состава вооружения: 25-мм пушки Гочкиса 25 SA35 (создана на основе массового противотанкового орудия) и 7,5-мм пулемета «Рейбель». Двухместная башня была спроектирована компанией APX (Пюто) и имела индекс APX-3. Стоит отметить, что 25-мм полуавтоматическая противотанковая пушка SA35 Hotchkiss с длиной ствола 73 калибра была достаточно грозным оружием, несмотря на небольшой калибр. Данная пушка отличалась отличными баллистическими характеристиками, которые обеспечивали ей достаточно высокую на конец 1930-х годов бронепробиваемость. Снаряд данного орудия массой 320 граммов разгонялся в стволе до 950 м/с. Высокая дульная энергия позволяла бронебойному снаряду пробивать 40-мм броню на расстоянии в 400 метров, а на дистанции 800 метров он мог пробить 32-мм броню. Этих показателей хватало для поражения всех типов немецких танков, которые находились на вооружении вермахта в начале Второй мировой войны. При этом на больших дистанциях орудие могло эффективно бороться со всей легкобронированной техникой противника и его транспортными средствами. Благодаря наличию полуавтоматической системы выброса гильз, скорострельность орудия SA35 достигала 20 выстрелов в минуту. Прицеливание из орудия обеспечивал телескопический прицел (Тип L).

Колёсная бронетехника времен Второй мировой. Часть 5. Французский бронеавтомобиль Panhard 178/AMD 35

Начиная с 29 июня по 2 декабря 1937 года, в связи с рекламациями серийный бронеавтомобиль AMD 35 из состава 6-го кирасирского полка проходил достаточно длительные испытания. Машина под номером 91688 прошла в ходе испытаний примерно 3,5 тысячи километров. В результате данных испытаний в конструкцию бронеавтомобиля были внесены изменения, повысившие надежность боевой машины. В том же году компания Panhard получила заказ на создание бронированной машины под установку на нее мощной радиостанции ER-27 с дальностью действия до 100-150 километров и двумя радиостанциями ER-26ter с дальностью действия до 60 километров, заказ был выдан службой связи. Планировались, что данные бронеавтомобили будут использоваться в составе командных пунктов крупных войсковых соединений механизированной кавалерии и танковых войск. К началу боевых действий в 1940 году все 24 бронеавтомобиля связи, на которых башня была заменена неподвижной рубкой, находились в форте д'Исси, где они и были захвачены немецкими войсками.

К моменту объявления мобилизации французская армия в сентябре 1939 года имела 11 эскадронов AMD 35 в кавалерийских соединениях — всего 217 бронемашин. С началом Второй мировой войны их реальный выпуск был продолжен, хотя и существенно отставал от запланированных темпов. Исключением был лишь май 1940 года, когда французские предприятия передали военным 98 бронеавтомобилей AMD 35 при плане — 40 машин. Главным образом задержка с выпуском была связана с отсутствием башен АРХ-3. К 17 мая 1940 года не хватало 68 башен, к 22 мая — 61. Последняя производственная ведомость датируется 7 июня 1940 года. К этой дате на заводе Panhard было всего 3 готовых бронеавтомобиля, 55 находились в стадии производства, из них 52 машины не имели башен. Из-за этого 11 дней спустя было принято решение об установке на 21 имеющийся бронеавтомобиль круглой рубки без крыши с 6 бойницами для ведения огня из ручного пулемета. Всего же с начала производства по июнь 1940 года во Франции было выпущено 527 бронемашин AMD 35/Panhard 178 всех типов.

При грамотном использовании данные бронеавтомобили представляли серьезную угрозу для всей немецкой бронетехники, что, однако, не помогло французам, которые потерпели сокрушительное поражение. После капитуляции Франции Германии досталось около 200 легких разведывательных бронеавтомобилей AMD 35, большая часть в исправном состоянии. В дальнейшем немцы очень активно использовали данные бронеавтомобили, получившие у них обозначение z.Spah.204 (f), они поступили на вооружение полевых частей вермахта и войск СС. При этом наибольшее количество бронеавтомобилей со стандартным французским вооружением попало в состав 7-й и 20-й танковых дивизий. Они активно использовались при нападении на Советский Союз. Данные танковые соединения гитлеровцев после взятия Вильнюса повернули на Минск. Еще 43 бронемашины немцы переделали в бронедрезины. К 22 июня 1941 года на Восточном фронте числились 190 «Панаров» из них до конца года 107 бронемашин были потеряны в боях. При этом на июнь 1943 года вермахт все еще располагал 30 бронемашинами AMD 35 на Восточном фронте и 33 на Западе, часть из них находилась в полицейских частях.


Также французское правительство Виши получило от немцев разрешение сохранить небольшое чсило бронеавтомобилей данного типа, однако немцы потребовали демонтировать с них 25-мм орудия. Поэтому часть бронеавтомобилей получила вместо пушек второй пулемет. Правда французы в тайне от немцев начали выпуск башен с 25-мм и 47-мм пушками для своих бронемашин AMD 35. В ноябре 1942 года при вторжении немцев в неоккупированную часть Франции эти башни были уничтожены. В дальнейшем бронеавтомобили, доставшиеся им от армии Виши, немцы использовали для поддержания порядка, а часть «Панаров», которые не имели башен, в 1943 году перевооружили 50-мм пушкой KwK L/42, которая была установлена за щитком. Также часть безбашенных бронемашин подверглась легкой модификации — их переквалифицировали в бронированные командные машины.

Производство бронеавтомобилей «Панар» было возобновлено во Франции в 1945 году (по некоторым данным это произошло уже в 1944 году, сразу же после освобождения французской территории). Вновь запущенные в производство бронемашины получили новую башню FL-1, в которой стояла уже 47-мм пушка. Эти боевые машины оставались на вооружении французской армии вплоть до 1960-х годов.

Тактико-технические характеристики AMD 35:
Габаритные размеры: длина — 4790 мм, ширина — 2010 мм, высота — 2290 мм.
Боевая масса — 8,5 т.
Бронирование — от 7 мм (днище/крыша корпуса) до 26 мм (лоб башни/маска орудия).
Силовая установка — 4-цилиндровый карбюраторный двигатель мощностью 105 л.с.
Максимальная скорость — 72 км/ч (по шоссе).
Запас хода — 300 км (по шоссе).
Колесная формула — 4х4.
Вооружение — 25-мм пушка SA 35 и 7,5-мм пулемет Reibel.
Боекомплект — 150 выстрелов и 3750 патронов к пулемету.
Экипаж — 4 человека.


Источники информации:
http://www.aviarmor.net/tww2/armored_cars/france/panhard_178.htm
http://amd-35.narod.ru/AMD35/AMD35_main.htm
http://rroom.livejournal.com/6739.html
Материалы из открытых источников
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

22 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    5 июня 2017 08:04
    Концепция данного бронеавтомобиля актуальна и сегодня. Уже в 1935 году французы отступили от всемирной моды бронировать серийные автомобили, а создали машину "с чистого листа". Видимо поэтому он и получился таким удачным, с хорошим потенциалом для модернизации.
    1. +1
      5 июня 2017 16:55
      французы вообще в плане бронетехники перед второй мировой сделали много интересных прототипов. ФЦМ36 - прообраз бронирования нашей т-34ки. amx 40 вообще революционный в плане бронирования, компоновки и применяемых технологий. Reno FT - задал классическую компоновку танков. Somua S35 - один из сильнейших предвоенных средних танков
      Так же у французов получилась очень удачная танкетка Renault UE, на которой потом вермахт возил все подряд последующие годы войны после разгрома Франции.
      Мне кажется, французы в изготовлении бронетехники до 39 года были в числе лидеров.
  2. +4
    5 июня 2017 08:10
    Вполне себе годный аппарат. Молодцы французы.Если бы корпус еще сварной...
  3. +3
    5 июня 2017 09:43

    С 47 мм пушкой.
  4. +4
    5 июня 2017 09:45

    Послевоенный Panhard 178B - парад в Сирии. В 1964 году Сирия купила несколько штук.
  5. 0
    5 июня 2017 09:49

    Хорошая книга.
    1. 0
      5 июня 2017 14:27
      Я бы не отказался почитать . Искал Коломийца ,чтоб бесплатно скачать,но пока нет, буду ещё искать . Покупать не смогу: жаба душит
      1. 0
        5 июня 2017 15:33
        Я такую книжечку скачивал бесплатно! На kodges.ru.!
      2. 0
        5 июня 2017 15:45
        Чиркните "адресок" - сброшу (нарыл в закромах)

        Могу и эту "бандеролькой" сбросить -
  6. +1
    5 июня 2017 14:35
    Надо признать,что у "лягушатников" получился интересный броневик( мне он больше нравится чем наш БА). Только непонятно зачем два мехвода,один наступать,а другой отступать?
    1. +1
      5 июня 2017 15:41
      Вы сравните количество автозаводов во Франции и в СССР! Ну не стал ГАЗ делать ЛБ-62! И никто за это не был НАКАЗАН!
    2. +1
      5 июня 2017 15:54
      Итальянские АУТОБЛИНДЫ так-же были ХОРОШИ! Но НАШИ - ЭТО НАШИ hi !!!
    3. 0
      5 июня 2017 20:40
      Да, именно так. При неудаче в атаке - отступить, не разворачиваясь (и подставляя борт), "огрызаясь" основным калибром.
  7. +1
    5 июня 2017 20:31
    Панар 178 был лучшим из французских бронемашин! по этому о нём и пишут постоянно! А вот о тех машинах, что были до него пишут намного меньше -
    1. 0
      6 июня 2017 14:24
      интересные иллюстрации. good Сразу видно, что схема бронировки и вооружения "Шевроле" была разработана с участием наших специалистов.
      1. +1
        6 июня 2017 15:09
        Эти Шевроле попали во Францию при интернировании остатков республиканских частей!
        А затем она попала к немцам и использовалась на Восточном фронте -
      2. +1
        6 июня 2017 15:11

        Бронемашина с именем ТИГР уничтоженная на просторах Советского Союза!
        1. 0
          6 июня 2017 19:07
          если бы Вы не сказали, что это "Шевроле", подумал бы, что Ба-10. good Немцы вообще известные затейники были по части принимать на вооружение все трофейное. "Daf" у них на вооружении состоял, отечественные машины тоже использовали, но чтобы они использовали испанские бронемашины, не знал! hi
          1. +1
            7 июня 2017 07:57
            Можно было бы предположить, что это советский БАИ, но у БАИ была дверь в корме и два смотровых лючка -
  8. +1
    6 июня 2017 01:30
    такие машины в начале войны могли составить конкуренцию легким танкам в том смысле. что ходовая наверняка была надежнее если брать внимание поломки .предвоенные танки ну сколько они могли пройти своим ходом без ремонтов порядка 200км .может чуть больше.а подобные машины как я понимаю порядка 1000км. так что ниша у них своя была.и очень перспективная
  9. 0
    6 июня 2017 12:17
    хорошая машина, что тут еще скажешь...
  10. +1
    10 декабря 2017 10:06
    Калибр 13.7 мм - наверно ,очепятка ,по аналогии с 12.7 . У французов был свой -13.2 ,если склероз не изменяет .

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»