Астроном Девид Несворни из Юго-Западного Исследовательского Института (Колорадо, США) обнаружил пятого газового гиганта в ранней Солнечной системе, приводит журнал Science краткое изложении его статьи, которая выйдет в сентябре в журнале The Astronomical Journal.

По данным его исследований, этим объясняется наличие «ядра» в поясе Койпера. Ядром астрономы называют набор транснептуновых объектов со схожими орбитами. Астероиды, двигающиеся по ним, могут быть в реальности разнесены на десятки астрономических единиц, однако по своим диаметрам и положению в пространстве практически совпадают.

Работа Несворни предлагает механизм, объясняющий образование таких объектов. С помощью методов компьютерного моделирования исследователь провел симулирование движения «ядра» в последние четыре млрд лет. Пояс Койпера мог возникнуть за счет гравитационного захвата протопланетного диска в процессе миграции прото-Нептуна с одной из внутренних орбит, однако возникновения «ядра» эта модель не объясняет.

Если подставить в модель еще одно массивное тело — пятую планету-гиганта, то получится, что она остановила миграцию Нептуна на расстоянии 28 астрономических единиц от Солнца, а захваченные гравитацией фрагменты протопланетного диска не успели поменять свою траекторию и продолжили свое движение, сформировав «ядро» пояса Койпера. Куда делся газовый гигант, автор не уточняет.