В 1997 году в Азии разразился экономический кризис. Азиатские тигры, показывавшие в начале 1990-х великолепные — до 10% годового роста ВВП — показатели, стали резко тормозить во второй половине 1990-х. В то же время высокая степень закредитованности угрожала при сокращении темпов экономического роста дефолтом. Ситуация стала усугубляться выводом из развивающихся стран капиталов, которые стали постепенно перекачиваться в США, где ФРС поднял ставку до 6%.

livetradingnews.com
Демонстранты в Таиланде.

Первым рухнул Таиланд — сначала вниз поползли фондовые индексы, затем бат, тогда жёстко привязанный к доллару, был резко девальвирован. Таиланд потянул за собой Индонезию, Малайзию и Южную Корею. В меньшей степени были задеты экономики Японии, Гонконга, Лаоса, Филиппин, Китая, Индии, Вьетнама, Сингапура и Тайваня. Обвал азиатских рынков только усилил отток капитал в «тихие гавани» — США, Швейцарию, Германию. Поднятая в Азии волна постепенно накрыла Ближний Восток, а 17 августа 1998 года правительство России объявило дефолт по внутренним долговым обязательствам.

Кризис 1997 года привел к реструктуризации экономик и политических систем ряда развивающих стран. Уже к 2001 году экономика Азии полностью оправилась от кризиса и начала свой почти 10-летний экономический подъём, поддерживая рост мировой экономики.

Предшествующие самому кризису 1997 года явления схожи с теми, которые мы можем наблюдать сейчас. Однако есть одно существенное отличие: экономики стран западного мира в 1990-е годы переживали свой бурный экономически рост, а теперь и Европа и США находятся в плачевном экономическом состоянии, о чём красноречиво говорят почти нулевые процентные ставки ЕЦБ и ФРС.

Усиление оттока капитала из развивающихся стран идёт уже четыре года подряд. В этом году на фоне слухов о повышении Федеральной резервной системой США ставок вывод денег только усилился. Вследствие чего за последние два года большинство развивающихся стран в той или иной степени девальвировали свои валюты (последним был Китай), тем самым признав наличие проблем в экономике. На фоне вывода капитала и девальвации национальных валют зловеще выглядит сокращение в развивающихся странах производства. И, как в 1997 году, увеличение выводимого капитала ведёт к затруднениям с обслуживанием долговых обязательств.

Принято считать, что мировой кризис, точнее, как теперь говорят, первая волна этого кризиса, началась в 2008 году, однако это не совсем верно. ФРС с 2006 года держит процентную ставку на уровне 0,25% и пытается стимулировать экономику через различные программы «количественного смягчения», суть которых — влить в экономику больше живых денег. Однако эти попытки, учитывая, что теперь уже поднялась вторая волна кризиса, не дают ощутимых результатов. При этом в ФРС прекрасно понимают, что печатать бесконечно долго деньги нельзя — есть опасность раскручивания гиперинфляции, да и большая часть вливаемых в экономику денег уходит в высоколиквидные казначейские обязательства США. Поэтому ведомство Джанет Йеллен, председателя ФРС, чтобы поднять процентную ставку, ищет любые намёки на улучшение ситуации в американской экономике и, прежде всего, на рынке труда.

Однако если бы действия ФРС влияли только на экономику США, можно было бы не волноваться и ждать, когда же крупнейшая экономика мира оправится и поможет оставшемуся миру выйти на новый виток развития. Но повышение ставок ФРС, как мы сейчас можем видеть по движению капиталов, приведёт к обвалу экономик развивающихся стран, и это хорошо понимают в Вашингтоне.

Волатильность рынков, которую мы наблюдали в августе, может продлиться до 17 сентября, когда соберутся директора ФРС для решения вопроса по ставкам. Руководители Федрезерва ориентируются на данные по американской экономике. Конечно, они будут принимать во внимание внешние факторы, однако исходить в своём решении будут из выбора наименьшего зла для США. Положение в развивающихся странах не будет главной и весомой причиной для принятия решения. Но обвал экономик этих стран от повышения ставки ФРС не является отрицательным фактором для США.

Кризис опускает экономику на определённый уровень, после которого начинается новый этап роста, в глобальном же мире рост одной экономики может поддержать рост экономик других стран. США сейчас исчерпали возможности роста за счёт внутренних резервов. Проблемы же развивающихся стран не позволяют этим странам расти дальше. Мало того, кризисные явления, которые мы наблюдали в течение всего лета 2015 года, говорят об их непредсказуемости и неконтролируемости, что опасно для самих США.

Американцам сейчас выгодно обвалить экономики развивающихся стран и запустить контролируемый кризис, который приведёт к политической и экономической реструктуризации этих стран. Чем сильнее и глубже упадут их экономики, тем более долгим будет последующий экономический подъём, который затребует значительных финансовых заимствований тех самых, напечатанных ФРС, долларов.