Очевидцы трагедии в Одессе: Следствие за год не сдвинулось ни на шаг

​Сегодня исполняется год с трагических событий в Одессе, когда проводившаяся на Куликовом поле акция обернулась гибелью десятков людей. Только по официальным данным украинских властей в результате пожара в Доме профсоюзов, где пытались укрыться как активисты «антимайдана», против которых выступили радикалы «Правого сектора» и футбольные ультрас, так и простые жители, спасавшиеся там от массовых беспорядков, погибли 48 человек, более 250 пострадали.

Сегодня в Одессе пройдёт День памяти погибших во время пожара в здании Дома профсоюзов, когда приехавшие из Киева боевики «Правого сектора» и так называемой самообороны Майдана сожгли палаточный городок, организованный одесситами для сбора подписей в поддержку референдума по вопросу о федерализации. Затем боевики подожгли Дом профсоюзов, в котором укрывались митингующие. Сегодня, 2 мая, на зданиях предприятий, учреждений, организаций и жилых домов города приспущены флаги Украины и Одессы с траурными лентами.

Телеканал RT вновь пообщался с теми, кто принимал непосредственное участие в прошлогодних трагических событиях на Украине. Один из активистов «антимайдана», который помогал RT освещать происходившие в те дни события, Александр Якименко и комендант православного лагеря на Куликовом поле Валерий Кауров в эксклюзивном интервью каналу вновь вспоминают, как это было и что официальный Киев сделал для расследования причин трагедии и наказания виновных.

Расследование

Генеральная прокуратура Украины до сих пор не смогла завершить расследование преступлений годичной давности и наказать виновных, несмотря на то, что ранее МВД страны признавало, что 32 человека, укрывавшихся в горящем Доме профсоюзов, погибли не от высоких температур, а от «неизвестного вещества». Совсем недавно первый заместитель генерального прокурора Украины Владимир Гузырь сделал заявление, отрицающее применение отравляющих газов, в том числе хлороформа. Кроме того, накануне годовщины трагедии в Одессе прошли массовые задержания участников оппозиционного движения сотрудниками Службы безопасности Украины (СБУ).

Непосредственный участник, активист «антимайдана» Александр Якименко рассказал, что за целый год никто из представителей власти на Украине не стремился действительно расследовать причины трагедии и искать виновных.

«Одно только обидно: что то время, которое прошло, никто на Украине не старался использовать с той целью, чтобы разобраться, что же произошло. Следователей не интересовало, что там было. Не интересовало, как люди остались живы, как умирали. И куда делись эти трупы бабушек и дедушек, которые там были, — отметил Якименко. — 4 мая утром я уже был Куликовом поле, с адвокатом ходил по зданию, а там сумочки ещё лежали. Уже бабушек не было, а сумочки лежали. Прошли ещё сутки — и уже не было этих сумочек в этом здании».

«Ни один следователь из тех 25, которые по моему делу проходили, мне вопросов на этот счёт не задавал», — подчеркнул активист.

Слова Якименко подтвердил и комендант лагеря на Куликовом поле Валерий Кауров.

«Сейчас аресты проводят как раз среди участников Куликова поля, среди пострадавших. Аресты нападавших не проводятся. Только двоим из них были предъявлены какие-то обвинения, потом их оправдали и отправили в Новороссию воевать, — рассказал Кауров. — Никто их нападавших к ответу не привлечён».

г. Одесса, 2 мая 2014 года.

Депутат областного совета Одессы Алексей Албу рассказал RT о том, как всё начиналось. По его словам, днём 2 мая в город приехали ультраправые боевики. Они пришли на Куликово поле, где находился лагерь противников киевских властей. Радикалы «Правого сектора» начали закидывать сторонников федерализации «коктейлями Молотова». В лагере на тот момент находились около 200 человек, из них около половины — женщины и мужчины старше 50-60 лет.

После этого людей забаррикадировали в Доме профсоюзов. Их начали забрасывать светошумовыми гранатами, использовали слезоточивый газ. Депутат и его соратники попытались выбраться из здания и попали в руки к боевикам.

«Когда мы вышли из горящего здания Дома профсоюзов, на нас набросилась толпа националистов. Могу сказать, что около сотни человек пострадали. Люди выпрыгивали из окон, всё было в дыму. Лежачих били ногами», — рассказал Албу, который и сам пострадал в ходе тех событий.

«Самые настоящие боевые действия были там. Множество роликов в интернете свидетельствуют о том, что люди стреляют — из огнестрельного оружия, из травматического. Как бьют людей камнями и палками. «Коктейли Молотова», летающие в одну и в другую сторону. Ничего общего с мирной демонстрацией, как сейчас пытается преподнести нынешнее правительство, те события не имели, — вспоминает свидетель и участник событий. Якименко подчеркнул, что в Доме профсоюзов пытались укрыться не только активисты «Куликова поля», но и простые жители Одессы, которые просто шли по своим делам, многие были с детьми. «Там, видимо, ожидали такого исхода событий, потому что вода на первом этаже была отключена, шланги пожарные были порезаны», — говорит он.

Некоторым удалось подняться на крышу здания. Они выжили, по сути, только потому, что не стали спускаться. Пока представители правоохранительных органов вели переговоры об эвакуации людей без угрозы для их жизней, на глазах стражей порядка боевики «Правого сектора» буквально растерзали нескольких человек.

Люди в Доме профсоюзов пытались как-нибудь закрыть все слуховые окна, которые выходят на крышу, убирали приставные лестницы. Одесситы не дали проникнуть на крышу тем, кто пытался это сделать под видом спасателей, СБУ и прочих.

Президент самопровозглашённой Одесской народной республики Валерий Кауров заявил, что радикалы «Правого сектора» применяли против сторонников федерализации не только «коктейли Молотова» и биты, но и огнестрельное оружие, автоматы Калашникова. Здание Дома профсоюзов закидывали светошумовыми гранатами, туда запустили газ.

«Когда начало гореть здание, только через полчаса приехала первая пожарная машина, начали тушить. Бандеровцы мешали им это делать. «Русские, горите!» — они кричали нашим людям. Они окружали каждую машину и лестницы, с которыми пожарные начали снимать людей из окон», — отметил Кауров в интервью RT.

«Зачистка»

За минувший год украинское руководство пыталось всячески избавиться от всего, что могло хоть каким-то образом пролить свет на мрачные события прошлогодней весны.

Сотрудники СБУ несколько раз проводили задержания участников и активистов «антимайдана». Все они подвергались многочасовым допросам и запугиванию со стороны киевских властей.

Другим повезло значительно меньше. Так, 16 апреля у подъезда своего дома в Киеве был убит известный украинский журналист Олесь Бузина. Его убийство стало третьим в череде смертей оппозиционных деятелей. За день до этого погиб один из лидеров движения «антимайдан», бывший депутат от «Партии регионов» Олег Калашников, немногим ранее — журналист Сергей Сухобок. В марте экс-губернатор Запорожской области, бывший депутат «Партии регионов» Александр Пеклушенко погиб от огнестрельного ранения. Недавно покончили жизнь самоубийством бывшие депутаты Рады от «Партии регионов» Михаил Чечетов и Станислав Мельник.

Некоторые оппозиционно настроенные политики и журналисты принимают решение об отъезде. Так, известный украинский журналист, писатель и блогер Максим Равреба вместе со своей 15-летней дочерью прилетел в Москву. Он сам признался, что оставаться на родине стало очень опасно.

За последние три месяца на Украине погибли 11 журналистов и политических активистов. Полиция «списала» большинство этих смертей на самоубийства. Президент Украины Пётр Порошенко говорит о провокациях.

Ошибка в тексте? Выделите её и нажмите «Ctrl + Enter»
Сегодня в СМИ
  • Лента новостей
  • Картина дня

Данный сайт использует файлы cookies

Подтвердить